Бэкмология – это практика всесторонней комплексной поддержки рационального поведения. В ее состав входят модели, свод знаний, сбалансированный инструментарий поддержки принятия и реализации решений и объединяющая их методология.

Бэкмология включает пособие «Создание решений для деловых проблем», которое описывает строгий, детализированный и очень человечный процесс решения неструктурированных деловых проблем, и пособие «Защита собственной психики» – полное руководство по приемам психологического воздействия (атака, давление, манипуляция, обман, блеф, зомбирование и др.) и техникам эффективной защиты от него. Также Бэкмология представлена методиками рациоконтроллинга и психоконтроллинга.


Те, у кого есть свой бизнес, могут начать знакомство с Бэкмологией с сессии «Улучшение продаж». Это честная профессиональная работа, ориентированная на результат.


суббота, 31 августа 2013 г.

Упрощенная структура личности

Понятие "личность" имеет несколько значений, для наук же изучающих человека принципиально важным является лишь одно из них. Вот как определяют это значение некоторые словари и энциклопедии...
...Устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида.
...Устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
...Относительно устойчивая система поведения индивида.
...Человек с точки зрения черт его характера, поведения.
То есть, личность человека определяется структурой и характером его реакций и проявлений, иначе – реактивной структурой.
Теперь обратимся к словарям и энциклопедиям еще раз, и посмотрим, что изучает психология...
...Отражения индивидом объективной реальности.
...Совокупность объективных реакций индивидуума.
...Как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует.
...Закономерности, механизмы и факты психической жизни.
Если сопоставить предметы, которые изучает психология с определениями личности приведенными выше, то можно легко заметить, что предметом изучения психологии является именно реактивная структура личности.
К сожалению, гуманитарные науки не имеют общепринятого мнения о реактивной структуре личности, отталкиваясь от которой, можно было бы развивать единую, научно-целостную теорию личности. Поскольку структура личности, как общепринятая научная база не определена, ученые изучающие человека подобны слепцам из известной притчи, в которой незрячие люди ощупывали разные части тела слона, и делали весьма противоречивые выводы об экстерьере животного.
В качестве исходных положений определяющих базовую, реактивную структуру личности, примем следующие утверждения...
Структура личности тождественна структуре реакций и проявлений личности.
Структура реакций и проявлений личности определяется структурой ее мотиваций.
Структура же мотиваций определяется структурой потребностей.
Таким образом, общепринятая (достоверная в своей доказательной очевидности) классификация потребностей человека, могла бы являться универсальной матрицей для определения (реактивной) структуры личности.
В качестве исходного материала для определения структуры потребностей человека проанализированы наиболее полные и системные классификации, разработанные Генри Мюрреем, Абрахамом Маслоу и Станиславом Борисовичем Кавериным. Но поскольку этот анализ требует вдумчивого чтения, и как следствие, больших временных затрат, то в рамках интернет формата мы его опустим, и сразу перейдем к результатам анализа, то есть к главе "Итоговая классификация потребностей"

Итоговая классификация потребностей

Анализ классификаций потребностей Мюррея, Маслоу и Каверина на первый взгляд может показаться разгромным, однако, 42 потребности из 44 предложенных ими, или отнесены в предлагаемой классификации к архетипическим потребностям, или же приняты как их частные проявления. То есть, почти все потребности, представленные в классификациях ученых, будут так или иначе фигурировать в предложенной классификации, что в достаточной мере может свидетельствовать о парадигматической полноте тех семи пунктов из которых она состоит.

Физиологические потребности

Лень – двигатель прогресса. В этой известной шутке заключен образ одной из главнейших человеческих потребностей, потребности в физическом комфорте, который по библейски фатально ("в поте лица своего будешь есть хлеб свой") нарушается тяготами трудовых усилий. Если бы в результате приложения трудовых усилий не удовлетворялись другие потребности, то человечество вероятно прекратило бы всякую трудовую деятельность, и деградировало в праздности.
К счастью, потребности находятся в противоречии друг с другом, что поддерживает личность в неком мотивационном балансе. В случае же если какая-либо потребность становится доминирующей, то тогда у человека могут возникать социальные, психологические, или даже психические проблемы. Так например, люмпенизация личности в большинстве случаев обусловлена именно тем, что потребность в праздности (физическом комфорте) становится для человека непреодолимой.
Основные физиологические потребности...
Потребность в физическом комфорте.
Потребность в пище.
Сексуальная потребность.
Интересно отметить, что доступность этого нехитрого набора удовольствий, ассоциируется у человека с райской комфортностью существования.

Потребность в безопасности

Потребность в безопасности не отнесена физиологическим потребностям, хотя бы потому, что физиологические потребности являются позитивными мотивациями (желаниями), потребность же в безопасности является мотивацией негативной (нежеланием).
Основные причины физиологических страхов...
Страх перед дискомфортом бедности.
Страх перед насилием.
Страх перед болью.
Страх перед болезнями.
Страх смерти.
Страх перед голодом.
Страх перед наказанием.
Страх перед мистическим воздействием.
Страх перед дискомфортом зависимости, несвободы.

Эмоциональная потребность

Неудовлетворенная эмоциональная потребность (скука), обращает на себя внимание лишь в крайних своих проявлениях. В действительности же, потребность в эмоциях преследует человека непрерывно. Бездеятельность при отсутствии внешних источников впечатлений, тут же приводит человека в состояние сенсорного голода, который и толкает человека к действию.
Основные способы насыщения эмоциональной потребности...
Трудовая, повседневная деятельность.
Социальные контакты.
Размышления. Мечты.
Информация. Познание.
Развлечения. Зрелища.
Творчество. Увлечения.
Эстетические впечатления.
Игры. Соревнования.
Приключения. Путешествия.
Алкоголь, наркотики.
Негативные же, или избыточные чувства, эмоции и впечатления оборачиваются такой разновидностью эмоциональной потребности, как потребность в эмоциональном комфорте.

Потребность в уважении

(Потребность в благоприятном и лестном мнении о себе).
Потребность в уважении можно разделить на две составляющие...
  1. Репутация, которая определяется должным исполнением общепринятых поведенческих норм.
  2. Престиж, который определяется причастностью человека к предметам социальной значимости.
Предметами социальной значимости могут являться...
Благополучие, благосостояние.
Ценности, вещи.
Авторитетность, влиятельность.
Звание, должность.
Знакомства, родство.
Просвещенность, компетентность.
Заслуги, достижения.
Мастерство, способности.
Первенство, лидерство.
Известность, слава.
Прогрессивность, модность.
Оригинальность, исключительность.
Бесстрашие, сила.
Привлекательность, красота.
Стиль жизни, род занятий.
Проявления потребности в уважении...
Страх перед насмешкой, осуждением и презрением, перед неодобрительной молвой, перед нелестным, пренебрежительным мнением. Мнительность, подозрительность, ранимость, застенчивость, страх публичности, обидчивость, злопамятность.
Чувство ущербности, неполноценности, ничтожности.

Демонстративная потребность

(Потребность быть объектом интереса и внимания).
Проявления демонстративной потребности...
Стремление привлекать внимание и вызывать интерес (хотя бы и негативный).
Стремление выделяться, отличаться, удивлять, производить впечатление.
Стремление оставлять о себе память (хотя бы и негативную).
Стремление к известности и славе.
Стремление к общению и социальным контактам.
Демонстративность, бравада, кураж, позерство, вычурность, эпатажность.

Потребность в превосходстве

Проявления потребности в превосходстве...
Стремление к лидерству, главенству и авторитетности.
Неприятие чужой значимости, первенства и доминирования.
Стремление контролировать, направлять, распоряжаться, руководить.
Неприятие подчинения, ограничений, опеки, зависимости, норм и правил.
Стремление влиять, поучать и убеждать.
Неприятие чужих мнений, замечаний, предложений, критики, и советов.
Стремление превзойти других, достичь высшего уровня.
Неприятие превосходства чужих благ, достоинств и успехов (зависть).
Демонстративные и агрессивные проявления потребности в превосходстве.
Высокомерие, надменность, презрительность, пренебрежительность, самодовольство, самоуверенность, нигилизм, хвастовство. Вызывающее поведение, грубость, дерзость, конфликтность, наглость, хамство, циничность, язвительность, вандализм. Стремление унизить, оскорбить, опорочить.
Потребности самоутверждения (потребность в уважении, превосходстве и демонстративная потребность) настолько тесно взаимосвязаны между собой, что зачастую бывают просто неразделимы. В классификациях Мюррея, Маслоу и Каверина, потребности самоутверждения представлены или их частными проявлениями, или же напротив очень сильно обобщены. Дифференциация потребностей самоутверждения, представленная в данной работе, призвана хоть в малой степени систематизировать этот огромный мотивационно – поведенческий симптомокомплекс.

Эмпатическая потребность

В отличие от прочих (личных) потребностей, эмпатические мотивации обусловлены интересами окружающих. Эмпатическая потребность, это потребность в физическом и психологическом комфорте другого человека, она движима способностью тонко чувствовать и остро переживать состояние другого человека. Спектр проявлений эмпатической потребности в благе окружающих простирается от едва уловимых проявлений деликатности, до героического самопожертвования.
Эмпатическая потребность проявляется в таких формах благожелательности как...
Деликатность, тактичность, предупредительность.
Великодушие, снисходительность, терпимость.
Сочувственность, сострадательность.
Отзывчивость, участливость.
Доброта, жертвенность, щедрость.
Аэмпатичность же, оборачивается такими проявлениями...
Бестактность, неделикатность, невежливость.
Бесцеремонность, наглость, дерзость.
Бессердечность, черствость, жестокость.
Грубость, хамство, циничность.
Заботиться о психологическом комфорте окружающих и соблюдать их интересы предписывают так же и правила относящиеся к категориям этики, но они носят нормированный, ситуационный и обязывающий характер, необходимость их исполнения обусловлена потребностью в благоприятном мнении о себе (в уважении). Многообразие же, чистосердечность, самоотверженность и тонкость эмпатических (нравственных) проявлений дружественности не способны предусмотреть никакие поведенческие нормы.
Таким образом, мы можем видеть, что все многообразие человеческого поведения определяется всего семью архетипическими потребностями, которые собственно и определяют (реактивную) структуру личности...
  1. Физиологические потребности.
  2. Потребность в безопасности.
  3. Эмоциональная потребность.
  4. Потребность в уважении.
  5. Демонстративная потребность.
  6. Потребность в превосходстве.
  7. Эмпатическая потребность.
Структура мотивированности теми или иными потребностями носит индивидуальный характер. Сила мотивированности теми или иными потребностями, в том или ином их сочетании охватывает диапазон заинтересованности от полного безразличия, до страсти. Именно эта индивидуальность структуры мотиваций и определяет (реактивную) структуру личности.

***
Структура сознания хорошо представлена А. В. Ивановым в виде круга, состоящего из четырех частей – каждая из которых является отдельной сферой сознания.
            - сфера телесно-перцептивных способностей - к этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью и регулятивом бытия этой сферы сознания является полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных, социальных и человеческих тел.
            - логико-понятийные компоненты сознания - с помощью мышления человек выходит за пределы непосредственно чувственно данного в сущностные уровни объектов; это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Главной целью и регулятивом логико-понятийной сферы сознания является истина.
            - эмоциональная компонента сознания - это скорее сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий, с которыми сталкивался, сталкивается или может столкнуться человек. она лишена непосредственной связи с внешним предметным миром. Сюда относятся: 1) инстинктивно-эффектные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы); 2) эмоции (гнев, страх, восторг и т.д.); 3) чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью и наличием образно-визуальной составляющей (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть, симпатия, антипатия и т.д.). Главным регулятивом и целью «жизнедеятельности» этой сферы сознания будет то, что 3. Фрейд в свое время назвал «принципом удовольствия».
            - ценностно-мотивационная (или ценностно-смысловая) компонента сознания. Здесь укоренены высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции различных видов. Целью и регулятивом бытия этой сферы сознания выступают красота, правда и справедливость, т.е. не истина как форма согласования мысли с предметной действительностью, а ценности как формы согласования предметной действительности с нашими духовными целями и смыслами.
            Указанные компоненты сознания дополняются уровнями сознания, которых в современной философии и психологии принято выделять три – бессознательное, осознаваемое и сверхсознательное.
            В бессознательное традиционно включают совокупность телесных ощущений и влечений, а также инстинктивно-аффективные переживания, воспоминания и комплексы, которые находятся вне поля осознания и контроля со стороны нашего «Я». При этом бессознательное может быть как индивидуальным, так и коллективным. Важный вклад в разработку последнего внес швейцарский психолог К.Г. Юнг в своей концепции архетипов коллективного бессознательного, т.е. относительно устойчивых образно-символических структур, определяющих и канализирующих протекание наших бессознательных процессов.   
            Сфера осознаваемого представляет собой динамичное единство некоторых телесно-перцептивных способностей, а также логико-понятийные средства осмысления действительности. Это определенный набор знаний и оценок, реализуемых в поступках, подконтрольных нашему «Я».
            К феномену сверхсознательного принято относить объективные и сверхвременные процессы и акты сознания, такие как категории, обеспечивающие возможность порождения и понимания любых смыслов (пространство, время, движение, качество, количество), устойчивый каркас знания как такового (напр. математические истины, логические правила, законы природы, всеобщие нравственные, эстетические и социальные ценности), творческие озарения. В сфере сверхсознательного проявляется свойство сознания восходить от индивидуальных форм к формам коллективным, т.е. не зависеть от предпочтений и пристрастий отдельных людей.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий