Бэкмология – искусство нахождения простоты. Это методология укрепления психики и контроллинга психической деятельности. Суть методологии состоит в корректировке мировоззрения и жизненных установок, гармонизации внутреннего мира человека, достижении открытости ума. В ее состав входят модели преодоления неопределенности, паттерны успешного поведения, сбалансированный инструментарий поддержки принятия и реализации решений.

Бэкмология включает более десяти пособий. К ним относится книга «Создание решений для деловых проблем», которое описывает строгий, детализированный и очень человечный процесс решения неструктурированных деловых проблем, пособие «Защита собственной психики» – полное руководство по приемам психологического воздействия (атака, давление, манипуляция, обман, блеф, зомбирование и др.) и техникам эффективной защиты от него. Также Бэкмология представлена методиками рациоконтроллинга и психоконтроллинга.


Те, у кого есть свой бизнес, могут начать знакомство с Бэкмологией с сессии «Улучшение продаж». Это честная профессиональная работа, ориентированная на результат.


пятница, 18 апреля 2014 г.

Прохождения собеседования без стресса

Собеседование – это всегда довольно стрессовая ситуация для человека, который находится в поиске работы. Неопределенность положения, необходимость как бы продавать себя, неприятные ощущения от возможности попадания в категорию безработных – вот лишь несколько факторов и аспектов такого стресса.
При этом многие рекрутеры считают, что стресс на собеседовании – это как лакмусовая бумажка – мощный индикатор, который позволяет, что называется, вывести кандидата на замещение вакантной должности на чистую воду. Но, в действительности, стресс, скорее искажает личность кандидата, искажает информацию. Кроме того, следует помнить, что на собеседовании не только рекрутер оценивает кандидата, но и кандидат оценивает организацию, работодателя. Поэтому излишний стресс, испытанный кандидатом, может и лишить организацию ценного сотрудника.
Поэтому очевидно, что хотя в определенных случаях может быть уместно проверить стрессоустойчивость кандидата на замещение вакантной должности, в то же время необходимо владеть и средствами снижения стресса на собеседовании. А такие средства базируются на четком знании причин возникновения стресса.
В данной статье я хотел бы раскрыть одну из таких причин. Эту причину, этот механизм возникновения стресса я называю эффектом Кутайсова. Почему Кутайсова?
Чтобы понять это, нужно заглянуть в далекое прошлое, в восемнадцатый век и обратиться к наследию знаменитого полководца Александра Васильевича Суворова. Вот, какую историю рассказывали о нем.
«Приехав в Петербург, он (А. В. Суворов) хотел видеть государя, но не имел сил ехать во дворец и просил, чтоб император удостоил его посещением. Раздраженный Павел послал вместо себя — кого? гнусного турка Кутайсова. Суворов сильно этим обиделся. Доложили, что приехал кто-то от государя. «Просите»,— сказал Суворов; не имевший силы встать, принял его, лежа в постеле. Кутайсов вошел в красном мальтийском мундире с голубою лентою чрез плечо.
— Кто вы, сударь? — спросил у него Суворов.
— Граф Кутайсов.
— Граф Кутайсов? Кутайсов? Не слыхал. Есть граф Панин, граф Воронцов, граф Строганов, а о графе Кутайсове я не слыхал. Да что вы такое по службе?
— Обер-шталмейстер.
— А прежде чем были?
— Обер-егермейстером.
— А прежде?
Кутайсов запнулся.
— Да говорите же!
— Камердинером.
— То есть вы чесали и брили своего господина?
— То... Точно так-с.
— Прошка! — закричал Суворов знаменитому своему камердинеру Прокофию,— ступай сюда, мерзавец! Вот посмотри на этого господина в красном кафтане с голубою лентой. Он был такой же холоп, фершел, как и ты, да он турка, так он не пьяница! Вот видишь куда залетел! И к Суворову его посылают. А ты, скотина, вечно пьян, и толку из тебя не будет. Возьми с него пример, и ты будешь большим барином.
Кутайсов вышел от Суворова сам не свой и, воротясь, доложил императору, что князь в беспамятстве». [Греч Н. И. Записки о моей жизни. М.— Л., 1930, с. 172—173].
Как можно заметить, на собеседовании человеку, находящемуся в поиске работы, точно так же, как и графу Кутайсову, приходится вспоминать свое прошлое, как бы теряя актуальные достижения и приобретенный статус. В большинстве случаев это порождает довольно сильный стресс, поскольку фактически ставится под сомнение профессиональная (а часто и личностная в целом) идентичность кандидата на замещение вакантной должности. Кроме того рекрутеры, склонные уделять чрезмерное внимание созданию стрессовой атмосферы на собеседовании, запускают эффект Кутайсова в довольно жесткой и даже агрессивной манере. Как будто хотят обвинить кандидата в том, что он выбился, как говориться, из грязи – в князи, или же, подобно Кутайсову, продвигался не за счет действительных достижений, а за счет подхалимства.
Какие же конструктивные выводы необходимо сделать в связи с эффектом Кутайсова?
Этих выводов, по сути, два.
Один вывод должен сделать рекрутер, который хочет за счет снижения стресса на собеседовании, повысить его эффективность. В этом случае рекрутер должен научиться снижать эффект Кутайсова за счет благожелательной манеры общения, поддержки кандидата на замещение вакантной должности в его описании собственного профессионального опыта и акцентировании внимания на том, что в рассказе о своем опыте кандидат подчеркивает свое развитие, а не то, что он начинал с не слишком высокого уровня профессионализма.
Второй вывод должен сделать человек, ищущий работу: не воспринимайте описание своего профессионального опыта как ситуацию постановки под сомнение Вашей профессиональной идентичности, и помните, что у всех есть прошлое, и если уровень достижений в прошлом не ниже уровня достижений в настоящем, значит, Вы просто не развиваетесь.

***

Далее следует ряд традиционных рекомендаций, которые дают психологи по поводу прохождения собеседования.

Подготовка к поиску работы
Четко убедитесь, что работа Вам нужна. Что Вам нужна работа именно в коммерческой организации.
Закройте Ваши профили в социальных сетях, если на них содержится информация, несовместимая с требованиями должности, на которую Вы претендуете.
Изучите спрос на специалистов Вашего профиля и объективно оцените свой профессионализм. В частности, посмотрите, какой, в основном, уровень образования требуют от кандидата на замещение вакансии (какие ВУЗы упоминают). Обязательно посмотрите, какой оклад предлагается в сетях по поиску работы для специалистов Вашей профессии.
Напишите свое резюме правильно: как это сделать – тема отдельной статьи.
До собеседования
Убедитесь, что отлично знаете свое собственное резюме. Как показывает практика, многие кандидаты не знают собственного резюме (написали его месяц назад и с тех пор не открывали). В итоге попадаются на несоответствиях, начинают нервничать, а рекрутер воспринимает это как показатель непрофессионализма и/или фальсификации опыта, и в итоге такой кандидат проваливает собеседование.
Разработайте и выучите ответы на наиболее сложные вопросы, которые могут к Вам возникнуть (разрыв стажа, мало поработали и пр.) Анализ собственного резюме поможет Вам выявить наиболее слабые места в Вашем профессиональном опыте. Причины этих недостатков надо, естественно, уметь объяснять позитивно, т.е. так, чтобы не занижать свой профессиональный уровень.
Подготовьтесь к следующим вопросам, которые часто используют рекрутеры и которые вызывают стресс и вообще сложности:
Расскажите о себе
Почему Вы выбрали эту специальность (это образование)?
Почему ищите новую работу?
Почему ушли с предыдущего места работы?
Вообще почитайте про приемы, которые применяют рекрутеры (например, про проективные вопросы и модель STAR). И постарайтесь подготовиться к правильной реакции на действия рекрутера.
Обязательно изучите компанию, в которую Вас пригласили, – почитайте их сайт и отзывы об их работе. Помните, что нет стопроцентно плохих или стопроцентно хороших мест работы. Обязательно посмотрите, какие еще вакансии открыты в организации. Это позволит Вам сделать целый ряд полезных выводов.
Внимательно изучите описание вакансии. Сегодня в сети многие рекомендуют вообще писать резюме под каждое конкретное описание вакансии, чтобы использовать те же слова. Я не рекомендую этого делать, поскольку в таком подходе есть некий нечестный подтекст, но детально изучить описание вакансии необходимо.
Определите, кто занимается подбором – сама организация или же нанятое ей кадровое агентство. Последний случай даже лучше, т.к. Вы попадаете в банк данных кадрового агентства, а они существуют с количества нанятых их усилиями сотрудников – кандидаты для них – это товар.
Используйте научный подход к поиску работы. Каждая вакансия – это лишь один из многих вариантов. Поэтому чем на большее количество собеседований Вы сходите, тем выше вероятность того, что Вы найдете работу.
Изучите маршрут до места проведения собеседования. Четко определите, сколько времени он займет.
Выберите время собеседования, которое, действительно, Вам удобно.
Не назначайте более двух собеседований в день. Не назначайте собеседования без запаса времени. Если времени не хватает – обязательно предупредите рекрутера и перенесите собеседование. Делать это нужно, естественно, в доброжелательной форме.
На собеседовании
Не делайте скороспелых выводов, не принимайте скороспелых решений, не уходите с собеседования ни до того как оно началось (офис не понравился, ждать заставили слишком долго), ни в коем случае не прерывайте собеседование по ходу (рекрутер раздражает, нахамил Вам и пр.). Даже если Вы уже поняли, что не будете здесь работать – потренируйтесь проходить собеседование и сохранять благожелательное настроение и свежесть мысли в стрессовой ситуации.
Принимайте условия организации, все-таки организация будет платить за Вашу работу, а не наоборот. Будьте готовы к неожиданностям, к большим затратам времени, к тому, что надо будет заполнять анкету. Никогда не отказывайтесь заполнять анкету, говоря: «в резюме же все написано!»
Не бойтесь оставлять личные данные – в большинстве случаев их никто особо подробно не изучает. Имейте в виду, что если Вы не спецагент или не проходите по программе защиты свидетелей – всю эту информацию можно получить за пару дней и без Вашего участия и согласия.
Будьте в тонусе: сытым, добравшимся хорошо, чувствуйте себя комфортно, возьмите с собой все, что Вам может понадобиться.
Общайтесь по-человечески. Собеседования всех уровней проводятся людьми, поэтому общаться на собеседовании нужно по-человечески. Не нужно думать, что никого не волнуют Ваши личные качества, и Вы надежно укрылись за отличным резюме. Всегда нужно общаться доброжелательно.
Не поддавайтесь на приемы нагнетания стресса. Стресс, точнее то, как кандидат ведет себя в стрессовой обстановке воспринимается современными рекрутерами как важный диагностический показатель, позволяющий составить правильное впечатление о кандидате. Поэтому на любой стресс, по какой бы причине он не возникал нужно реагировать спокойно. Не поддавайтесь на провокации. К основным приемам нагнетания стресса относятся:
Неожиданное проведение собеседования: по телефону, по телефону, да еще и в режиме конференц-кол
Долгое ожидание после прихода в офис
Необходимость заполнять анкеты с персональными данными
Эксплуатация эффекта Кутайсова
Слишком абстрактные вопросы, например, «расскажите о себе»
Странные, нестандартные вопросы
Вопросы личного характера
Бюрократическая, вообще неуважительная манера общения рекрутера
Ловля на противоречиях
Прямые выпады и оскорбления
Кстати, если в компании разрешены такие методы, то стоит подумать, подходит ли Вам такая компания...
В любом случае, к такого рода вопросам и действиям рекрутера лучше подготовиться заранее.
Внимательно слушайте вопросы рекрутера, а лучше вообще записывайте их в блокнот или на листок бумаги. Отвечайте именно на тот вопрос, который Вам задают. Не бойтесь уточнять вопросы. Не только не бойтесь, но и вообще всегда, когда возможно уточняйте. Например, как бы Вы ответили на вопрос «нравятся ли Вам косы?» На этот вопрос невозможно ответить, не уточнив, о каком из трех значений слова «коса» идет речь.
Держитесь уверенно. Демонстрируйте, что Вы человек делового исполнения – профессионал, владеющий навыками селф-менеджмента и всегда ориентированный на интересы дела. Соблюдайте золотую середину между статусностью и заискиванием. Говорите конкретно. Поясняйте абстрактное конкретным примером. Используйте активную лексику: «я добился», «я сделал», «я выполнил», «я сумел».
После собеседования
Не огорчайтесь ни в каком случае. Помните, что каждая организация – это лишь один из многих вариантов трудоустройства.
Не исчезайте после собеседования. Обязательно позвоните или напишите рекрутеру через некоторое время (через три-пять дней, если не было более конкретных договоренностей).
Проанализируйте собеседование, выжмите из этого опыта все, что может быть Вам полезно. Вообще нужно каждое собеседование использовать как ситуацию научения, улучшения Ваших навыков проходить собеседование.
Планомерно, постоянно, ритмично совершайте новые попытки поиска работы и прохождения собеседования.
Принятие окончательного решения об устройстве на работу в условиях, когда Вас готовы принять, – это тоже не простой момент. Как правило, в вакансии всегда есть свои сильные и слабые стороны и ни одна из них не является идеальной. В то же время организация может ввести Вас в сильное заблуждение относительно вакансии. Поэтому в идеале постарайтесь попробовать без поработать в организации без записи в трудовую или найдите иной способ иметь возможность покинуть организацию без вредных для карьеры последствий.
И в заключение можно привести ряд вредных советов для кандидатов:
Отсылайте резюме со смешного адреса типа dobryi_zombi1488@pochta.ru
Приходите на собеседование в стиле casual или в мятой, грязной, не соответствующей контексту одежде.
Заигрывайте с рекрутером.
Назначайте собеседование с интервалом в 30 минут, причем более трех собеседований в день.
Забудьте о том, что написано в Вашем резюме, и импровизируйте.
Давайте волю чувствам: если Вы сочли что-то обидным – смело идите на конфликт.
Считайте, что это организация нуждается в таком великом специалисте, как Вы, а не Вы – в организации.
Приложите в сопроводительное письмо фотографию в плавках (бикини).
Пишите в социальных сетях, что Вы ленивы и подтверждайте это, выкладывая по десять репостов час.
Перед началом собеседования сразу дайте понять рекрутеру его место словами: «давайте не будем тратить время – я сразу хочу говорить с тем, кто действительно принимает решения».


Комментариев нет:

Отправить комментарий