Бэкмология – искусство нахождения простоты. В утилитарном плане это практика всесторонней комплексной поддержки рационального поведения. В ее состав входят модели, свод знаний, сбалансированный инструментарий поддержки принятия и реализации решений и объединяющая их методология.

Бэкмология включает пособие «Создание решений для деловых проблем», которое описывает строгий, детализированный и очень человечный процесс решения неструктурированных деловых проблем, и пособие «Защита собственной психики» – полное руководство по приемам психологического воздействия (атака, давление, манипуляция, обман, блеф, зомбирование и др.) и техникам эффективной защиты от него. Также Бэкмология представлена методиками рациоконтроллинга и психоконтроллинга.


Те, у кого есть свой бизнес, могут начать знакомство с Бэкмологией с сессии «Улучшение продаж». Это честная профессиональная работа, ориентированная на результат.


четверг, 15 января 2015 г.

На первом этапе кризиса 2014-2015 года



Сегодня всех волнует тема экономического кризиса. И это вовсе не удивительно. Каждый столкнулся с целым рядом проблем, которые хотел бы поскорее решить, но не представляет, каким образом. Кризис максимально сузил рамки возможностей выбора, процесс принятия решений практически свернулся из-за нарастающей неопределенности.

Как в создавшейся ситуации поступать рядовым гражданам, интуитивно понятно – следует избавляться от быстро обесценивающихся денег, приобретать то, что неминуемо подорожает. В условиях схлопнувшейся экономики – это единственное разумное решение. Независимо от того, какой будет политика государства после кризиса, приобретенные вещи так или иначе сохранят свою ценность. Собственно, таким образом и поступает население страны, скупая все, что еще существенно не выросло в цене.

Есть ли смысл рассуждать об экономическом кризисе?

Такие рассуждения ведутся в двух направлениях. С одной стороны – интересует ход самого кризиса. Как он будет развиваться? А, с другой стороны – каковы последствия кризиса. Последствия – тема более широкая, не только экономическая, но и политическая, и социальная, и культурная. Если разговор идет об экономике, акцентируется внимание на следующих вопросах: имеет ли смысл в ходе самого кризиса инвестировать в инновации, можно ли открывать новые производства и нужно ли государству внедрять новые технологии? Или же, как считают некоторые, надо подождать, пока кризис стихнет, потом уже тогда заниматься строительством нового.

По существу никто ответить на эти вопросы не может. В том-то и суть кризиса, что экономическая логика перестает работать – в условиях неопределенности и нестабильности ей просто нет места. Кризис – это временный коллапс экономики. Серьезный экономический кризис – это всегда системный кризис, он охватывает всю экономику страны в целом,  распространяется как на весь государственный механизм, так и на его отдельные части. Политические и социальные факторы выходят на первый план, именно вокруг них разгораются все страсти. Поэтому если и вести рассуждения о кризисе 2014-2015 года, обязательно следует переходить в политическую плоскость. В первую очередь это означает, что надо строить политические прогнозы.

Можно ли прогнозировать, какой будет страна после кризиса?

Для этого необходимо встать на точку зрения, что у каждого кризиса имеются свои архитекторы, а значит и вполне определенные цели. В соответствии с данным подходом мировой финансовый кризис носит как объективный, так и частично управляемый характер; он назревал долгие годы и резко развился в 2008 г.

Традиционный взгляд на причины кризиса завязан исключительно на политику США. США создали типичную финансовую пирамиду, эмитируя деньги для нужд своих бюджетных расходов и пропуская их через финансовые рынки. У пирамид есть свойство рушиться на фазе предъявления обеспечения со стороны потребителей необеспеченных финансов.

Важной объективной причиной кризиса является информационная революция в финансах, позволяющая строить длинные цепочки виртуальных сделок. В результате – бесконтрольность эмиссии производных финансовых инструментов (деривативов) хозяйствующими субъектами, лавинообразно наращивающими необеспеченную мировую финансовую пирамиду.

Одной из причин мирового кризиса являлся возросший дефицит американского бюджета и текущего счета платежного баланса в период после президентства Б. Клинтона. Возникла проблема накопленных «плохих» долгов хозяйствующих субъектов, повышения уровня сбережений и направления их в нужное русло, дающее экономический рост. Отношение в США общего долга корпоративного сектора к депозитам, которые имеются в банках, выше, например, российского показателя (1,25) в разы. Американская экономика перекредитована (российская же, наоборот, недокредитована).

США пытаются привлечь неинфляционным образом капитал со всего мира для того, чтобы профинансировать списание долгов. Этому способствует то, что очень много стран девальвировали свои валюты. Россия – в том числе. Эти страны собираются сохранять свои валютные резервы, которые выражены в основном в долларах. Это означает, что они (и Россия) готовы финансировать американскую экономику.

Совершенно иная позиция у Китая, который не девальвирует юань и объявил, что существенную часть своих валютных резервов собирается направить на замещение внешнего спроса внутренним, т.е. запустить эти деньги в экономику для того, чтобы заставить людей меньше сберегать на домашнее хозяйство, но больше покупать товаров, которые раньше вывозились на экспорт. Это означает, что Китай косвенно начинает сокращать свои инвестиции в американские ценные бумаги. Это ограничивает возможности американцев привлекать ресурсы и финансировать списание плохих долгов.

К субъективным причинам (управляемости) финансового кризиса относятся выбранные способы строительства и конструкции мировой финансовой системы западным альянсом после 1971 г. с целью:

  • компенсации США расходов − на обеспечение мировой военно-политической мощи западного альянса, что в мировом балансе, и как в любой пирамиде, перекладывает тяжесть конечной платы на иные страны — потребители долларовой денежной массы в обороте и расчетах, к которым относится в том числе Россия;
  • компенсации дефицита бюджета и текущего счета платежного баланса США, опять-таки перекладываемой на другие страны;
  • применительно к России, стимулирования вовлечения ее в долларовый оборот в механизме специализации на сырьевых поставках на Запад с вывозом валютной экспортной выручки опять же на Запад для повышения капитализации западной экономики и банковской системы и создания потенциальной ситуации обрушения экономики России при внешнем воздействии.

Мировой кризис запрограммирован давно, но, благодаря привилегированному положению американской валюты и американской экономики, раньше его обострения удавалось перекладывать на развивающиеся экономики (азиатский кризис, российский дефолт, аргентинский дефолт), провоцируя локальные кризисы.

Финансовый кризис в России, начавшийся с 2014 года, вызван стремительным снижением цен на энергоресурсы, продажа которых составляет значительную часть в доходах бюджета России, а также введением экономических санкций в отношении России из-за крымского кризиса.

Начиная с 2000-х годов, в экономике России отмечался так называемый «эффект Гронингена» – негативный эффект, оказываемый укреплением национальной валюты (вызванным ростом цен на экспортируемую нефть) на экономическое развитие страны и приводящий к приоритетному развитию сырьевого сектора в ущерб производственному. Активный рост нефтяных цен в этот период (с 25-30 до 100 долларов США за баррель) привел к усилению зависимости российской экономики от этого фактора и увеличению вклада энергодобывающих отраслей в экономику. 40-50 % российского бюджета формировалось за счет нефтегазовых доходов. Таким образом, увеличивалась зависимость доходов федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры.

США, Евросоюз, Швейцария, Норвегия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония и другие страны ввели экономические санкции в отношении России из-за присоединения Крыма к России, рассматриваемого ими как аннексия, а также обвинили Россию в развязывании конфликта на востоке Украины. Санкции заключаются в запрете экономического сотрудничества с различными российскими компаниями, банками и предприятиями ВПК компаниям тех стран, которые ввели санкции. Также объявлена экономическая блокада Крыма. Президент России Владимир Путин уже во время кризиса заявил, что на влияние санкций приходится 25-30 % проблем российской экономики.

Эти факторы вызвали значительное снижение курса рубля относительно иностранных валют, а затем увеличение инфляции и замедление роста реальных доходов населения. Мировые компании, ведущие бизнес в России, зафиксировали снижение прибыли из-за снижения потребительских настроений граждан России, а часть из них сообщила о вывозе своего капитала из России.

Оба обозначенных фактора – снижение цен на нефть и санкции – непосредственно связаны с политикой США в отношении России, планомерно сконструированы американскими функционерами, дабы ослабить позиции России на мировой арене.

Исходя из данного представления, можно предполагать, что США продолжат оказывать всяческое давление на Россию до тех пор, пока уровень нестабильности в ней не вызовет цепную реакцию распада российского государства. Подобный сценарий развития событий считают вероятным многие аналитики.

Американские спецслужбы делают ставку на развал России после 2020 года, основной для которого станут социальные и межэтнические конфликты в результате падения уровня жизни населения. Такое мнение высказал известный российский экономист, советник президента РФ Сергей Глазьев.

Бывший премьер-министр Эстонии Юхан Партс считает, что конфликт с Украиной продлится по меньшей мере 10 лет и закончится распадом России.

Старший научный сотрудник Института мировой экономики имени Петерсона, известный экономист и специалист по России Андерс Ослунд считает, что российский кризис станет предвестником настоящей политической катастрофы. Режим Путина оказался в порочном круге. Выхода из него уже нет. Лидеры страны просто не будут ничего делать, пока Россия сначала не окажется в глубоком финансовом кризисе, который перерастет в политический.

По заявлениям Михаила Касьянова, уже в конце 2014 года в экономике России будут заметны явления, которые впоследствии приведут к экономическому коллапсу государства. «Санкции Запада ускоряют глубокий кризис в Российской Федерации. В течение ближайших полутора-двух лет будет решаться судьба российского государства, в которой возможно появление тенденций распада федерации».

Директор Института проблем глобализации (ИПРОГ), доктор экономических наук Михаил Делягин рассуждает о российском кризисе в плоскости внутренней политики:

«Вот мы все время говорим, что наше государство неэффективно. Дорогие вы мои! Российское государство – самый эффективный управленческий организм, мне известный. Просто не нужно путать его функцию, цель, которую оно на самом деле преследует, с лапшой, которую оно попутно вешает на наивные уши. Нынешнее государство, насколько можно судить, – это инструмент по переводу биомассы, официально именуемой «российское население», в личные богатства чиновников, хранящиеся в фешенебельных странах. Когда мы говорим, что это устройство неэффективно, то ведем себя как овцы, которые между собой обсуждают «ужасную неэффективеность» скотобойни. Хотя любой, кто кушает котлетки, прекрасно знает, что бойня вполне эффективна.

Нынешнее государство работает хорошо: просто у него другой функционал.

Когда человек говорит о его неэффективности, это звучит примерно так же нелепо, как гипотетические разговоры евреев в 1942 году о неэффективности Освенцима.

Надеяться на это государство не имеет смысла. Дискуссии о том, хороший ли господин Медведев или нет, правильную вещь сказал товарищ Путин или не очень, – бесплодны. Просто потому, что, если кто-то из них попытается ввести контроль за государственными деньгами, его завтра не станет, и никто не вспомнит, как его звали. Есть правящий класс, достаточно толстый общественный слой, который не простит и не допустит такой измены своим интересам.

Поэтому вопрос стоит так: а насколько хватит нынешнего государства? И то не его – а международных резервов РФ. И ответ прост: ненадолго, так что нам надо готовиться изо всех сил. Времени, чтобы терять его, больше нет».

Готовиться к чему? Михаил Делягин отвечает: «привычный нам мировой порядок уже в близком будущем подвергнется огромным изменениям, причем крайне жестким и хаотичным». Нынешняя элита РФ вольно или невольно, осознано или бессознательно ведет курс на тотальное уничтожение страны. Делягин говорит о четырех годах, оставшихся до развала РФ.

Итак, как и следовало ожидать, недостатка в пессимистических прогнозах не будет. Они позволяют кормиться и их авторам, и падким до «жареного» материала СМИ. Они дают пищу для размышления многочисленным политологам и аналитикам, повышают градус напряженности в обществе и тем самым подстегивают правительство к более активным действиям. Не будь таких прогнозов, нельзя будет понять всю ценность оптимистических сценариев развития событий, которые, похоже, пока еще не появились.

Публика нетерпеливо следит за поведением Путина. В накаляющейся атмосфере витают тревожные вопросы. Понимает ли президент, что происходит в экономике? Есть ли у него план? Считает ли он ситуацию опасной, и если да, то какие меры он готов предпринимать, чтобы минимизировать риски? Вопросов много, но Путин ведет себя так, как будто сейчас 2007 год – «золотой век» путинской эпохи. Что же должно произойти, чтобы президент, наконец, занялся экономикой?

Журналисты теряются в догадках.

«Судя по всему, Путин действительно искренне убежден, что ситуация в экономике не трагична, а источники проблем – внешние, а не внутренние. То есть кардинальным образом менять ничего не нужно. В крайнем случае, политика латания дыр всегда работала безотказно. Однако пугает в этой ситуации то, что Путину на протяжении всех его 14 лет ни разу не выпало истинное испытание глубоким финансово-экономическим кризисом, не считая конца 1999 года. Но и тогда быстро стало везти: с 2000 года начинается рост цен, с 2003 по 2007 год страну накрыла гигантская волна нефтедолларов. Путин – это президент, которому не приходилось решать вопросы экстренного антикризисного управления при низких ценах на нефть и существенном дефиците бюджета. Кажется, он уверен, что и не придется».

Везде только и слышно: Путин, Путин, Путин... От первого лица ждут, когда он донесет до народа свои решения. А может ли быть иначе?! Ведь уже приучили за десять лет, каким образом делается внешняя и внутренняя российская политика – только он, государь, своим словом и жестом вершит дальнейшую судьбу великой страны. Вот подождите, победим нынешний кризис, и все разом осознают, насколько России нужна крепкая централизованная, несменяемая, исторически устоявшаяся власть, которой является власть православного монарха.

А то, что кризис при любых политических и экономических раскладах будет преодолен, почти ни у кого нет сомнения. Даже загнанные в угол оппозиционеры уже перестали злобно вякать, или им просто заткнули глотки, чтобы попусту не портили атмосферу. Сегодня оппозиционерам нечего сказать по существу, у каждого из них было более чем достаточно времени предложить и аргументировано обосновать альтернативный разумный путь развития страны. Они этого сделать не смогли. Путин со своей доктриной оказался сильнее, хитрее, умнее всех вместе взятых оппозиционеров.

Полагать, что весь секрет успеха Путина состоит лишь в том, что за ним стоит сила КГБ, конечно, можно. Но КГБ – не та организация, которая будет терпеть на верховном посту какого-то клоуна только потому, что тот когда-то носил гебешные пагоны. Путин лично сам не только сумел выжить во всех аппаратных играх, но поставил перед собой на колени всю страну. Только человек с крепкими нервами, смертельной хваткой, сильной волей, холодным и расчетливым умом способен добиться того, чтобы его все вокруг не только номинально, но и фактически считали первым лицом в государстве. Путин как лидер отнюдь не случаен для России. В условиях полного отсутствия гражданского общества только подобный человек и мог закрепиться в Кремле.

В характере таких людей как Путин – досконально просчитывать каждую сложную ситуацию, не пытаться сразу избавиться от проблемы, а подготовить надлежащие условия для ее оптимального решения. Логика рассуждения сильного лидера не всегда бывает понятна обывателю. Казалось бы, если есть проблема, ее необходимо срочно решать. Человека гложет проблема, он пытается оперативно найти наилучший вариант ее решения, однако все варианты оказываются слабыми. Обычный человек все же выберет некоторый вариант, чтобы как-то затушевать сложную ситуацию и тем самым на время скинуть груз со своих плеч. Лидер таким образом никогда не поступит. Понимая, что полумерами проблему не решить, он неторопливо и вдумчиво станет готовить почву, удобрять ее до тех пор, пока культивированная земля не сможет дать хорошие всходы. Его не выведут из себя панический визг, понукающие окрики, косые недовольные взгляды. Он не пойдет на поводу у жаждущей эффектных ходов публики, не станет оправдываться перед критически настроенной интеллигенцией.

Следует понимать, Путин – это не Ельцин и не Горбачев, политика которых строилась на популистских решениях. Путин принадлежит к той категории лидеров, которые, даже не будучи хорошими стратегами, благодаря грамотной тактической подготовке часто выигрывают сражения.


Что нас ждет в ближайшее время

Недавно в Интернете с космической скоростью распространилась весьма интересная информация: «Россия с 1 января вводит оплату за газ и нефть для Европы только в рублях. ...Первым делом такое изменение коснется стран, которые ввели в отношении России так называемые "санкции". Юридическое обоснование данного "поступка" России полностью подготовлено».

То, что данное сообщение является «уткой», никаких сомнений нет. России нужна валюта для приобретения товаров за рубежом, а за рубли Европа не станет продавать нам ни станки, ни автомобили, ни даже ширпотреб. Однако данная «утка» появилась отнюдь неспроста.

Россия и КНДР договорились перейти на рублевые расчеты. Первые расчеты в рублях между Россией и КНДР прошли в октябре 2014 года, сообщается на сайте Минвостокразвития. «Россия и КНДР начали осуществлять рублевые расчеты в рамках реализации соглашений, достигнутых на шестом заседании Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Российской Федерацией и КНДР под руководством министра РФ по развитию Дальнего Востока Александра Галушки», — говорится в официальном сообщении.

В ходе саммита G20 в конце 2014 года страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индии, Китай, ЮАР) провели неофициальную встречу. Обсуждались вопросы, связанные с Новым банком развития, а также резервным фондом. О создании этих двух учреждений было объявлено в 2013 году в ходе встречи глав БРИКС, а в 2014году страны приступили к воплощению этой идеи. Намерение членов группы очевидно: они недовольны существующими международными учреждениями, которые выполняют роль международного банка развития или выполняют функцию поддержки на случай возникновения непредвиденных ситуаций. Если участники БРИКС и другие страны, находящиеся под сильным влиянием России и Китая, перестанут осуществлять расчеты в долларах, они  подстегнут процесс ухода от долларовой зависимости.

Итак, все идет по плану ухода от долларовой зависимости и разворота к расчетам в рублях, юанях и других национальных валютах. Для реализации этого плана в последнее время «настраивались» взаимоотношения в БРИКС, были налажены связи с Китаем и подписаны контракты, запущен ЕВРАЗЭС и т.д. Цель – это  выдавить долларовую массу из страны, максимально опустить курс рубля, потом поднять ставку рефинасирования, «выровнять» рублевую массу как в стране, так и у основных партнеров для взаиморасчетов и вернуться уже к некой «справедливой» цене за доллар и евро, спустя некоторое время после «затягивания поясов». Именно для этого Россия в последнее время активно скупала золото.

С точки зрения экономики плавный, постепенный уход от долларовой зависимости представляется более чем разумным решением. Даже не возможность введения экономических санкций со стороны США вызывает необходимость отказаться от доллара во взаиморасчетах на мировом рынке. О необходимости перехода на новую денежную единицу в качестве основной резервной валюты говорилось задолго до 2008 года. Мировой финансовой кризис только подстегнул страны к активизации деятельности в этом направлении, направив их усилия на решение проблемы сильной зависимости мировой экономики от доллара.


Комментариев нет:

Отправить комментарий