Бэкмология – искусство нахождения простоты. В утилитарном плане это практика всесторонней комплексной поддержки рационального поведения. В ее состав входят модели, свод знаний, сбалансированный инструментарий поддержки принятия и реализации решений и объединяющая их методология.

Бэкмология включает пособие «Создание решений для деловых проблем», которое описывает строгий, детализированный и очень человечный процесс решения неструктурированных деловых проблем, и пособие «Защита собственной психики» – полное руководство по приемам психологического воздействия (атака, давление, манипуляция, обман, блеф, зомбирование и др.) и техникам эффективной защиты от него. Также Бэкмология представлена методиками рациоконтроллинга и психоконтроллинга.


Те, у кого есть свой бизнес, могут начать знакомство с Бэкмологией с сессии «Улучшение продаж». Это честная профессиональная работа, ориентированная на результат.


вторник, 27 января 2015 г.

Как пропиариться на фоне кризиса?

Есть на свете люди, которые не только могут писать, но и постоянно пишут абсолютно обо всем. К таковым относится один из самых популярных блогеров рунета Илья Варламов, чьи каждодневные публикации в Живом Журнале касаются самых разнообразных социальных вопросов. У Варламова довольно живой язык, его публикации легко «проглатываются», а суждения кажутся убедительными.

Варламов занимается бизнесом, много путешествует, не расставаясь с фотоаппаратом, по-видимому, пробует свои силы в политике – в общем, занимает активную жизненную позицию. Не мудрено, что такой человек обращается к животрепещущей теме бизнеса в период кризиса и предлагает нам воспользоваться его разумными советами.

Читаем его статью «Как заработать в кризис?», опубликованную 12 января 2015 года (http://zyalt.livejournal.com/1252718.html). После прочтения – анализируем.

Далее для удобства читателей приводим полный текст статьи Варламова.

В ближайшие пару лет в России все будет плохо. Если официальные чиновники, даже сам Путин с экрана телевизора, пугают нас тучами на горизонте, то хорошего точно не жди. Что будет? Вариантов много. Гадать и делать прогнозы в такой ситуации дело не благодарное. Но, все же, рассмотрим наиболее, на мой взгляд, реальный вариант. Санкции в ближайшее время никто не отменит. Экономику ждет рецессия. Цены продолжат расти. Абсолютно на все товары, особенно заметным будет рост цен на одежду, технику, путешествия, иностранные продукты. Люди начнут экономить, отказываться от путешествий, менять свой образ жизни. Многие из вас потеряют работу, кто-то уже потерял. Кредиты при нынешних ставках станут практически недоступными, так что рассчитывать придется только на себя.

«Если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним!» — любит говорить Кац. Кризис - это время возможностей.

Самое главное - это лучшее время для начала своего дела. Если еще вчера вы думали, стоит ли все бросить и начать свой бизнес в этой стране, то сегодня я бы сказал, что стоит. Именно сейчас будут востребованы многие услуги, которых раньше никто не предлагал. Кризис все перемешал. Посмотрите вокруг и вы наверняка найдете, что предложить людям.

Важно. Я не призываю никого все бросать и идти открывать свое дело. Что-то создавать, руководить людьми, нести ответственность и рисковать — для этого нужен особый склад характера. В этом посте я рассматриваю теоретические варианты. Возможно я ошибаюсь.

Итак, приступим. Давайте рассмотрим, как в ближайшее время изменятся обстоятельства, и как мы сможем ими воспользоваться.

Наши вводные:

1. Люди будут экономить

Если раньше многие не считали деньги, то сегодня все изменилось. Сервисы, которые позволят экономить в ближайшее время будут востребованы как никогда раньше. Вот прямо сейчас мне пришла в голову идея для простенького стартапа (не исключаю, что такое уже есть где-то, не важно). Есть сайты по поиску билетов и отелей, они ищут лучшие предложения для вас. Почему бы не сделать такой сайт (приложение) по поиску продуктов?

У каждого человека есть определенный набор продуктов, которые он покупает. Вы делаете сервис, который подскажет человеку, где лучше покупать продукты. В Москве у большинства крупных магазинов есть онлайн каталоги с ценами. Почему бы не дать возможность потребителю автоматически считать, в каком магазине его потребительская корзина будет дешевле? Домохозяйки гоняются за всякими акциями, скидками, хорошими предложениями. Вот тут вы и нужны. Если сделать удобное приложение, многие торговые сети сами захотят попасть к вам в базу, вот здесь вы и будете брать деньги за подписку с торговых сетей. Возможностей для монетизации много от банальной рекламы, до комиссии с онлайн-продаж. А людям будет полезно, особенно сейчас, когда ценники постоянно меняются.

С темой экономии вообще можно много чего придумать. Посмотрите на сферу услуг. Ремонт одежды в кризис всегда актуален. Услуги на дому по уходу за телом тоже будут пользоваться повышеным спросом, так как салоны красоты многим станут недоступны.

Люди начнут менять свой образ жизни. Те, кто ел в ресторанах и кафе, будут есть дома. Те, кто отдыхал в Европе, будут путешествовать по России. Но про это поговорим чуть позже.

Эту тему можно развивать бесконечно, уверен, у вас уже родились идеи, как заработать ;)

2. Компании начинают экономить

Здесь тоже непаханое поле. Кризис заставляет крупные и мелкие компании оптимизировать свои расходы. Попробуйте им что-то предложить. Здесь огромный простор для своего дела. Просто задумайтесь, на чем может сэкономить компания в условиях кризиса. Возможно даже компания, в которой вы сейчас работаете. Вы же знаете все процессы изнутри, чувствуете, что где-то что-то можно улучшить. Предложите свои услуги. Многие так начинали.

3. Люди начинают меньше путешествовать.

Недавно я опубликовал статистику по продажам авиабилетов в России. Если в 2013 году большинство людей летали за границу, то в 2015 авиакомпании прогнозируют 75% внутренних перелетов. Многие вообще откажутся от путешествий, так как из-за падения курсов заграница станет просто недоступной. Что это значит? Люди все равно будут отдыхать и развлекаться. Если раньше кто-то ездил на выходные в Лондон или Амстердам, теперь он будет оставаться в своем городе. Попробуйте предложить что-то этим людям.

Ставку бы я делал на ближайшее лето. Количество отдыхающих в зонах отдыха сильно возрастет. Парки и пляжи - вот что нам нужно. В прошлом году я открыл свой велопрокат в Розе Хутор. Он окупился за сезон, и в следующем году я планирую неплохо на нем заработать. Посмотрите зоны отдыха в своем регионе, почему бы не открыть велопрокат там? Где взять велосипеды? Можно купить новые, здесь требуются вложения. А можно купить б.у. У вас как раз есть время, чтобы привести их в порядок перед сезоном. Они совсем недорогие, а если вы сами можете ремонтировать и поддерживать велосипеды в исправном состоянии, то затраты на такой бизнес будут совсем небольшие.

Может быть, придумать интересные маршруты на природе и предложить людям сервис однодневных велопутшествий? Вы планируете маршруты, обеспечиваете весь сервис по маршруту.

Аналогичная ситуация и с услугами, которые вы можете оказывать населению в зонах отдыха. Если на пляже есть 5 кафе, то вы сделаете шестое и она станет лучшим. Посмотрите на ошибки тех, кто давно уже работает, вы можете сделать лучше. По пляжу ходят бабушки и продают горячую кукурузу и беляши? Продавайте свежие фрукты. В Китае я видел, как людям продают на улице очищенные огурцы. Просто очищенный огурец, а девушки за ними в очередь выстраиваются, так как 0 калорий, и можно утолить жажду и голод. Даже старую идею можно хорошо продать в новой упаковке. Вспомните, как одно время был бум на «митбольные». 100 лет все ели тефтели, а тут их просто переименовали, и народ выстроился в очередь.

Самое главное, в наши зоны отдыха поедут люди, которые успели попутешествовать и знают, что такое нормальный сервис. Им уже не нужен шашлык из бродящих собак и шансончик. Рынок сейчас не готов к требовательным потребителям, а вы можете подготовиться и забрать лакомный кусочек себе в самое ближайшее время.

4. Россия стала привлекательной для иностранных туристов.

Тут вообще раздолье. Сейчас Россия очень привлекательна для иностранцев. Москва больше не один из самых дорогих городов мира. А это значит, что вам надо открывать турагентство, ориентированное на иностранцев. Здесь, конечно, нужно хорошее знание языка. Вы можете водить индивидуальные экскурсии для иностранцев по своему городу, а можете обеспечивать сервис по планированию индивидуальных туров. Где искать первых клиентов? Идите в социальные сети и иностранные форумы, где путешественники обсуждают Россию. Вступайте в переписку, отвечайте на вопросы, ненавязчиво и деликатно предлагайте свои услуги. Помните, без вас по России ни один иностранец путешествовать не сможет! Сделайте сайт с советами по самостоятельным путешествиям по России на иностранных языках. Заведите хороший тревел блог по России для иностранцев. Почему бы не делать обзоры хостелов? Почему бы не учить иностранцев покупать билеты на наши электрички без знания языка? И многое другое! Полезная и актуальная информация будет востребована, вам останется только вылавливать себе клиентов.

Уже есть много турагентств, которые предлагают такие услуги? Забудьте! Это все стереотипы, которые мешают вам работать. Все эти турагентства - зажравшиеся бездельники, которые втридорога перепродают туристические рестораны и сетевые отели. Именно поэтому в последнее время на туристическом рынке столько банкротств. У вас есть конкурентное преимущество. Вы можете спланировать для иностранца незабываемое путешествие по интересным местам, с остановкой в хороших и недорогих ресторанах, с прогулками по крышам и ночевкой в местных жителей.

Ой, вот она, опять идея. Почему бы не предложить иностранным туристам останавливаться на ночь в простых деревенских домах? С туалетом на улице, с печкой, с блинами, картошечкой, водкой и парным молоком. Поездите по своему региону. Походите по деревням, уверен, вы найдете много интересных домов, хозяева которых не прочь заработать. Сделайте красивые фотографии, проведите с хозяевами инструктаж по сервису и у вас будет большая сеть домов для ночлега. Рекламировать дома через ЭирБиЭнБи и отдельный сайт. Сможете построить хорошую сеть - идите в крупные турагетства и предлагайте им свои услуги. Ваши вложения - провести в каждый дом интернет (мобильный роутер) и купить постельное белье и возможно посуду для гостей. Научить хозяев основам примитивного сервиса. Уверен, в случае грамотной реализации идея выстрелит. Потом тема будет интересна не только иностранцам, но и нашим соотечественникам, которые поедут по России, вместо заграницы.

Кажется слишком сложным? Тогда попробуйте делать и продавать сувениры. С сувенирами, особенно хорошими, большая проблема в России. Посмотрите, что продают в вашем городе. Вы можете сделать лучше? Делайте, спрос на это будет.

Есть возможность открыть мини-отель или хостел? Открывайте. Все это будет востребовано. Опять же, смотрите, что предлагают ваши конкуренты, и предлагайте сервис лучше.

5. Рынок аренды и недвижимости рухнул

Бизнес массово освобождает дорогую недвижимость. Заметили, сколько появилось вывесок: «Сдается» в центре Москвы и других городов? На Тверской, вот, даже флагманский магазин Зара съехал. Квартиры в новостройках по новым ценам перестали продаваться. В городе простаивает куча помещений… Почему бы не воспользоваться этим? Если есть сервисы посуточной аренды квартир, почему бы не сделать сервис посуточной аренды коммерческой недвижимости?

К примеру, пустующие помещения бывших магазинов, ресторанов или непроданных квартир можно использовать для проведения мероприятий, лекций или презентаций. В вашем городе наверняка есть десяток очень крутых помещений. Найдите их, договоритесь с владельцами о посуточной аренде. Далее вам надо найти или купить необходимое оборудование и разместить рекламу. Пустующие помещения могут принять мобильные галереи, или гаражные распродажи. В пустующих квартирах можно проводить крутые вечеринки ;).

Сейчас у некоторых из вас в голове появилась мысль: «Да там уже все занято, все схвачено, там без взяток никуда!» Я вам так скажу, стереотипы - главная беда любого бизнеса. Побеждает тот, кто идет с чистой головой без предрассудков. Забудьте все, что вы думаете о коррумпированных чиновниках, о поделенных зонах и блате. Особенно вредно, все, что вам рассказывали друзья о ведении бизнеса.

Кто-то дал взятку, чтобы выиграть тендер, и после этого он уверен, что только так и можно выигрывать тендеры. Но самое плохое, что он в этом убеждает всех окружающих. Когда мы с Агентством Городские проекты пошли участвовать в государственных тендерах, нам все говорили, что ловить там без знакомств и блата нечего. Что все контракты поделены между своими, что просто так ничего не выиграть, надо договариваться. А мы просто так пошли и начали выигрывать. Конечно, попадались и жулики, куда же без этого, но ситуация выглядит не такой уж плохой, какой ее пытаются представить некоторые. Идете напролом. Может не получится, но скорее всего получится.

Занятый рынок тоже не проблема. Более того, занятый рынок - хороший рынок для старта. Те, кто занимался бизнесом, знают, что сложнее всего идти первым. Вы набиваете все шишки, тратите кучу денег и сил на создание нового рынка, приучаете потребителя к новому продукту. Человеку, который пойдет за вами, будет всегда проще.

Чтобы поймать преступника, нужно думать как преступник. Перефразируйте: Чтобы поймать клиента, нужно думать как клиент! Подумайте, что сейчас нужно людям, что вы можете им предложить.

***

После прочтения статьи хочется воскликнуть: вот чего не хватало нашим людям – позитивного настроения Варламова. В едином порыве все, кому не лень, зарядившись позитивной энергией блогера, ринутся отыскивать и занимать свободные ниши на бескрайних просторах рыночной экономики России.

Только вот всего этого на самом деле не произойдет!

Возможно, у кого-то и создастся сиюминутное впечатление, что в предлагаемых Варламовым паттернах имеется бизнес-потенциал. Вероятно, кто-то купится на призывы Варламова поскорее освоить одну из незанятых сфер сервиса или посреднических услуг. Но отрезвление не заставит себя долго ждать.

Каждый, кто имеет опыт ведения малого бизнеса, хорошо понимает, что развернуть идею «ходят бабушки и продают горячую кукурузу и беляши» в доходный бизнес практически нереально. Никакие очищенные огурцы и выжатые апельсины здесь не помогут.

Каждый, кому приходилось сталкиваться с продвижением сайта в Интернет, прекрасно знает, что «раскрутить» новый  ресурс крайне сложно – это требует немалых денег, времени, привлечения классных специалистов по дизайну, программированию, продвижению в сети и т.д. Во многих бизнесах новые клиенты приходят не через Интернет, а посредством сарафанного радио.

Призыв Варламова «идите в социальные сети», по меньшей мере, выглядит как издевательство. Все социальные сети давно уже переполнены самыми разнообразными предложениями. Число сайтов, предлагающих надомные сервисы, кейтеринги, индивидуальные программы, аренду офисных пространств  на сутки и т.п. – десятки тысяч. Выделиться в этом хаосе уже не представляется возможным. Иными словами, быстрых путей для развития бизнеса Интернет сегодня не предоставляет.

Все предлагаемое Варламовым, действительно, – лишь теоретические варианты. Скорее всего, сам Варламов это прекрасно понимает, поэтому и сделал предусмотрительно приписку «возможно, я ошибаюсь».

Проблемы с малым бизнесом в России – это системные проблемы. Дело даже не во взятках, коррупции или бюрократии. Российский народ не умеет кооперировать, у него нет никакой культуры ведения равноправных деловых отношений. Мы не знаем, что такое «поставка в срок»; мы вороваты, любим все получать на халяву, отжимать; мы не привыкли честно трудиться, не держим своего слова и т.п.

Малый бизнес – это народный бизнес. Им должны заниматься и от него кормиться не менее 25% населения. Данный вид бизнеса принципиально отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего тем, что в малом бизнесе всегда имеет место персональная ответственность, на кону стоит доброе имя предпринимателя, поскольку именно он несет ответственность перед своими клиентами и контрагентами. Чувство ответственности не появляется из пустоты, за ним стоит культура общества. Откуда появится это чувство у российского предпринимателя, если в течение многих лет в России ставились социальные эксперименты – КПСС приучала народ к рабскому положению, Путинский режим приучал народ быть идеальным потребителем. Отчасти поэтому среди российских предпринимателей так много дельцов, но считанные единицы деловых людей.

Структура российского общества всегда базировалась на жесткой иерархии, власти, подчинении слабого сильному. Закон всегда действовал после его трактовки держателями властных полномочий. Ни о каком развитии полноценного малого бизнеса, владеющего основными средствами, в условиях подобного произвола говорить нельзя. А посему в основном появляются фирмы-спекулянты и всякие сервисы бытовых услуг, которые почти безболезненно в течение суток можно закрыть.

В России вполне объективно складывается практика, когда весь бизнес-потенциал района, города или региона находится под контролем его администрации и «смотрящих». Большинство бизнесов так или иначе входит в их бизнес-структуры, по крайней мере, все «жирные» темы. Стоимость аренды устанавливают монополисты. Независимые предприниматели обложены многочисленными поборами. Все перспективные темы отслеживаются и отжимаются.

Наверняка, Варламов прекрасно знает, что свободного рынка как такового в стране не существует. Поэтому все его рекомендации в лучшем случае будут интересны чиновникам и сотрудникам полиции для развития воображения, куда они еще не заглядывали для наведения «порядка».

Высказывание Варламова о том, что «занятый рынок не проблема» – вообще, высший пилотаж. Варламов в одном из своих постов по поводу бизнес-литературы высказался однозначно: мол, прочитал около пятидесяти книг по бизнесу и ничего полезного в них для себя не нашел. Понятно, что после данного высказывания проблемы конкуренции полностью перестают волновать, а вторым всегда проще, чем первым. И ведь кто-то всю варламовскую стряпню потребляет, и потом таким как Варламов присваивают звание первого в стране блогера!

Кто такой на самом деле Варламов? Судя по той статье, что мы прокомментировали, – проплачиваемый политинформатор новой волны. Его задача – подавать информацию в определенном кому-то нужном свете. Никаких оригинальных мыслей в постах Варламова нет. Кроме высококачественных фото (конечно, не в смысле ракурса), снятых в различных странах, блог его, на наш взгляд, больше ничего замечательного не содержит. Однако Википедия отводит деятельности Варламова целую страницу. Знаете, что это означает? В понимании Википедии личность Варламова представляет собой энциклопедическую ценность. То есть информация о нем будет вечно храниться в анналах Интернета. Попасть в Википедию отнюдь не просто. Для этого надо очень постараться, или кто-то со стороны должен серьезно помочь раскрутить бренд.

Однако дело совсем не в Варламове и его способах попасть в «горячую десятку». Интересующая нас тема – создание или развитие бизнеса в период кризиса.

Кризис – это пора экономической нестабильности. Рынок становится более динамичным, устоявшиеся связи нарушаются, предпринимателям приходится больше «крутиться». Какие шаги представляются нам наиболее перспективными в этот период?

Во-первых, кризис хорош для быстрого отжимания (покупки с элементами принуждения) многообещающих направлений в бизнесе. Разорить любую компанию во время кризиса становится намного проще, чем в период стабильной экономики.

Во-вторых, во время кризиса легче устанавливать отношения с «нужными людьми», интегрироваться в бизнес-структуры власть имущих. Успех бизнес в России зависит прежде всего от степени заинтересованности в его развитии местной администрации. Чиновники обязательно должны быть «в картинке», иначе в будущем хлопот не оберешься.

В-третьих, лучшего времени для избавления от опасных конкурентов придумать просто нельзя. Именно в кризис происходит активное перекраивание сфер влияния. Покупатели вынуждены пересматривать свои предпочтения, и любой, кто предлагает привлекательные условия, может привлечь к себе их интерес. По крайней мере, заявить о себе на рынке во время кризиса становится значительно проще – были бы излишки средств для «раскрутки».

В-четвертых, кризис предоставляет дополнительные возможности для создания различных форм кооперации: партнерств, альянсов и т.п. Ослабленные предприниматели легче идут на контакт с незнакомыми им ранее людьми.


Комментариев нет:

Отправить комментарий