Бэкмология – искусство нахождения простоты. В утилитарном плане это практика всесторонней комплексной поддержки рационального поведения. В ее состав входят модели, свод знаний, сбалансированный инструментарий поддержки принятия и реализации решений и объединяющая их методология.

Бэкмология включает пособие «Создание решений для деловых проблем», которое описывает строгий, детализированный и очень человечный процесс решения неструктурированных деловых проблем, и пособие «Защита собственной психики» – полное руководство по приемам психологического воздействия (атака, давление, манипуляция, обман, блеф, зомбирование и др.) и техникам эффективной защиты от него. Также Бэкмология представлена методиками рациоконтроллинга и психоконтроллинга.


Те, у кого есть свой бизнес, могут начать знакомство с Бэкмологией с сессии «Улучшение продаж». Это честная профессиональная работа, ориентированная на результат.


понедельник, 16 февраля 2015 г.

Куда в кризис деваются деньги?



Почему сокращается денежная? Каков механизм этого падения?

Чтобы это понять, следует рассмотреть очень упрощенную схему «создания» денежной массы:

ДМ=m*ДБ

  • ДБ – Денежная база. ЦБ «печатает» деньги и дает их банкам в кредит. Это денежная база.
  • m – мультипликатор. коэффициент, устанавливающий соотношение между изменением денежной массы (ДМ) и изменением денежной базы (ДБ): Банки увеличивают ДБ в несколько раз. Ведь в зависимости от собственных правил, собственной склонности к риску и от т.н. норм резервирования, банк из 100 рублей полученных от ЦБ или от вкладчиков, может «создать» кредитов и на 500 и на 900 рублей. Коэффициент, на который умножается в этом случае денежная база, называется мультипликатором.
  • ДМ – Денежная масса. Эти увеличенные в несколько раз деньги и есть денежная масса. Денежная масса получается путем умножения денежной базы на мультипликатор. Собственно от этих двух показателей она и зависит.

Имея 2 фантика по 1 рублю, мы можем довести цену каждого из этих фантиков до 100 рублей, при этом радоваться, как здорово мы вкладываемся в дорожающие фантики. Потом если еще кредитование развить, то и выше 100 рублей эти фантики можно продать.

На каждой сотне долларов вклада построена «пирамида» кредитов, которая может составлять 500-800 долларов. И эта «пирамида» в кризис разрушается.

Деньги никуда не деваются, в кризис их просто становится меньше. Понятно, что, грубо говоря, из 1 000 банки сделали 1 000 000, а сейчас они опять становятся 1 000. Вот и весь секрет – перестает работать денежный мультипликатор. Если мультипликатор сильно падает, это приводит к общему снижению денежной массы ДМ.

Денежный мультипликатор характеризует изменение денежной массы в обороте за счет изменения банковских резервов. На величину денежного мультипликатора влияют два фактора:

1) норма обязательных резервов, т.к. последние не используются банками как источник кредитных ресурсов;
2) доля наличных денег в обращении, т.к. наличные деньги, находясь вне банков, не мультиплицируются.

Почему падает мультипликатор? Почему банки уменьшают объемы кредитования? Они вынуждены это делать по многим причинам, в т.ч. из-за так называемых «набегов вкладчиков», когда сразу много вкладчиков одновременно снимают свои депозиты.

Что можно сделать в случае падения мультипликатора? Формула денежной массы проста, поэтому имеется всего два возможных направления:

  1. Удержать мультипликатор от падения, например, давая гарантии вкладов во избежание «набегов вкладчиков».
  2. Наращивать денежную базу, более активно «напечатать» столько денег и дать их банкам, чтобы это компенсировало падение мультипликатора

Одним из известных инструментов увеличения денежной базы (и, соответственно, денежной массы) является снижение учетной ставки, по которой коммерческие банки могут брать кредиты у центрального банка. Чем меньше учетная ставка, тем охотнее коммерческие банки кредитуются в Центральном банке и денежная база растет.

Другим инструментом влияния на денежную базу являются так называемые «операции на открытом рынке». Суть операций на открытом рынке проста: центральный банк покупает или продает активы за национальную валюту. Если он покупает активы (акции, облигации, иностранную валюту и любые другие), то для этого используются «свеженапечатанные» деньги и денежная база (а вслед за ней и денежная масса) увеличивается. Если он продает активы, то национальная валюта попадая на счет центрального банка, исчезает из денежной базы, таким образом база уменьшается (а вслед за ней и денежная масса).

Причина финансового криза проста. Накопленная прибыль банков приводит к дисбалансу предложения товаров и спроса, обеспеченного деньгами. Банки как бы изымают деньги из оборота и не могут их переварить в отличие от других компаний, которые рано или поздно используют всю прибыль для обновления, модернизации и развития деятельности. Банк может дать деньги только в кредит, временно выровняв баланс спроса и предложения товаров, но накопив дисбаланс за все периоды отсрочки. Поэтому размах кризиса зависит от периода передышки между кризисами. Если не менять систему, желательно устраивать кризисы каждые 3-5 лет, чтобы их накопленная волна не была столь разрушительной.

Кризис призван методами шоковой терапии выровнять баланс спроса и предложения товаров за счёт частичной потери прибыли самими банками, страховыми компаниями, производителями, реализации залога или вновь созданной стоимости (доходов прошлых периодов). Оставшийся накопленный дисбаланс покрывается эмиссией Центрального Банка (ЦБ) под госдолг (операция спасения банков). Если не менять сущность банков, то ЦБ можно покритиковать за то, что они не делают эмиссию в каждом периоде в размере не менее прибыли банков за период, а государство не вливает эти деньги в виде госзаказов всякий раз для поддержания баланса.

В кризис деньги «растворяются» по нескольким направлениям. Во-первых, уменьшилась скорость обращения денег в экономике, рядовые граждане (и не только граждане – у банков норма резервирования выросла) начали больше сберегать, как следствие, денег в экономике столько же, а количество приобретенных товаров и услуг меньше. Во-вторых, активы все же уменьшили стоимость, а они опосредовали и движение денег. Если раньше под недвижимость граждане брали деньги у банков (а банки, как известно деньги умножают) и тратили их, то теперь из-за уменьшения стоимости активов граждане (и не только граждане – бизнес тоже под недвижимость берет кредиты) вынуждены добывать их где-то и нести в банки, чтобы возместить разницу, непокрытую кредитами. Ну и так называемые мировые капиталисты, которые дают в долг государствам, покупая их облигации, – они же получают купонный доход, они доят государства.

Итак, одна из главных причина кризиса – перестает работать денежный мультипликатор. Что или кто вызывает эту причину – другой вопрос.

Некоторые, правда, считают, что все кризисы – от перепроизводства. Не хватает денег, чтобы купить то, что производится. Разберемся.

Представим себе: Робинзон Крузо организовал на своем острове пирожковую. Туземцы жарят беляши, Робинзон платит им зарплату, они на нее скупают беляши и съедают. Потом идут к Робинзону на работу, опять жарят беляши и зарабатывают на их покупку деньги. Процесс идет, на острове процветание.

Но вот Робинзон решил, что ему нужен автомобиль – ездить по острову. Туземцам он выплатил половину, а на вторую половину купил «Бентли» и прокатился с ветерком. У туземцев оказалось только половина обычной суммы, они купили и съели только половину сжаренных Робинзоном беляшей. Половина пропала, Робинзон лишился оборотных средств, производство остановилось. Туземцам больше негде заработать, Робинзону некому продавать. Кризис. Робинзон решил экономить, уволил бухгалтера и швейцара – покупателей еще меньше стало. «Бентли» стоит – нет бензина, тоже экономия.

Что делать? Можно поехать на «Бентли» в МВФ, получить в кредит 7,5 миллионов евро и построить вместо пирожковой автоматическую пекарню по стандартам ЕС. Чтобы все вообще без глупых туземцев было. Но кто эти автоматические европейские пирожки покупать будет? Ведь у трудящихся туземцев денег нет – кризис. Они перешли опять на кокосы, которые сами падают с пальмы. А Робинзон больше пяти своих пирожков не съест – заворот кишок будет. Вот и вся рыночная экономика.

Процветание длится только до тех пор, пока трудящиеся массы получают достаточно, чтобы скупать и съедать произведенное. Если забрать больше, наступает кризис перепроизводства и банкротство жадных собственников.

Теория о перепроизводстве вполне логична, но, похоже, она уже устарела. Сегодня перепроизводством уже никого не удивишь, оно стало в экономике обычным явлением. Поэтому кризисы в основном проектируются на основе манипулирования мультипликатором.


Комментариев нет:

Отправить комментарий