Бэкмология – искусство нахождения простоты. В утилитарном плане это практика всесторонней комплексной поддержки рационального поведения. В ее состав входят модели, свод знаний, сбалансированный инструментарий поддержки принятия и реализации решений и объединяющая их методология.

Бэкмология включает пособие «Создание решений для деловых проблем», которое описывает строгий, детализированный и очень человечный процесс решения неструктурированных деловых проблем, и пособие «Защита собственной психики» – полное руководство по приемам психологического воздействия (атака, давление, манипуляция, обман, блеф, зомбирование и др.) и техникам эффективной защиты от него. Также Бэкмология представлена методиками рациоконтроллинга и психоконтроллинга.


Те, у кого есть свой бизнес, могут начать знакомство с Бэкмологией с сессии «Улучшение продаж». Это честная профессиональная работа, ориентированная на результат.


пятница, 3 июля 2015 г.

Опредмечивание, распредмечивание и гипостазирование

Опредмечивание – это воплощение своего идеального (духовного, внутреннего, субъективного) в каком-либо предмете, тексте, философской системе художественном произведении и т. д. На любой из этих объектов как бы наслаиваются смыслы, символы, ценности, цели, интересы, нормы, чувства людей.

Распредмечивание – это вычленение в объекте идеального (духовного, внутреннего) и перевод его в свою субъективную реальность. Примером может быть чтение книги, просмотр кинофильма, наслаждение природой и т. д.

Существует хорошо нам знакомый вид деформации сознания, который обозначается малоизвестным словом гипостазирование: синонимы опредмечивание и овеществление. В словаре читаем: "Гипостазирование (греч. hypostasis – сущность, субстанция) – присущее идеализму приписывание абстрактным понятиям самостоятельного, реального, предметного существования. В другом смысле – возведение в ранг самостоятельно существующего объекта (субстанции) того, что в действительности является лишь свойством, отношением чего-либо".


Гипостазирование – один из ключевых механизмов работы нашего интеллекта, сопровождающейся, однако, целым рядом ошибок в мышлении и общении людей. Суть в том, что наше мышление настроено обращаться даже, например, с такими сугубо абстрактными понятиями (диалектическими категориями), как время и пространство, теми же интеллектуальными способами, какими мы взаимодействуем с внешними предметами, используя или преобразуя их для своих целей. Собственно, в результате такого внешне проявленного действия и сформировались механизмы мышления, включая опредмечивание или овеществление всего, что попадает в сферу умственной работы и представлений у людей.

Простейший пример. Допустим, вас попросили пойти и взять вилку с кухонного стола. Казалось бы, это действие происходит непосредственно во внешнем мире. Но в действительности, вы на какое-то мгновение совершаете упреждающее действие с опредмеченным (гипостазированным) представление вилки в своем уме. Более отчетливо работу механизма гипостазирования или овеществления вы можете проследить при попытках бросить мяч или другой предмет точно в намеченную цель. Для этого вам сначала придется опредмечивать в уме всю проблемную ситуацию, соизмеряя с целью в своих воображении и внутренних ощущениях направление и силу броска.

Для абстрактных понятий и представлений привести столь же понятные примеры их опредмечивания сложнее – операции гипостазирования или овеществления как бы скрыты, замаскированы в самом механизме мышления, – но это опредмечивание происходит в каждое мгновение развития мысли и приводит порой, к немалым недоразумениям и искажениям информации в общении людей, в особенности при передачи информации от теоретиков науки в сферу восприятия (тезаурус) обычных людей.

Гипостазирование, пожалуй, – это наиболее интересная и, в общем-то, нередкая логическая (семантическая) ошибка.

Гипостазирование имеет место, когда, например, предполагается, что понятию «лошадь», помимо отдельных лошадей, соответствует особый предмет — «лошадь как таковая», имеющий только общие признаки всех лошадей, но не специфические — гнедая, каурая, иноходец, рысак и т.д.

Немецкий писатель Й.Гебель написал рассказ-притчу «Каннитферштан», на тему которой русский поэт В.Жуковский создал стихотворную балладу. В рассказе говорится о немецком ремесленнике, приехавшем в Голландию и не знавшем языка этой страны. Кого он ни пытался спросить о чем-либо, все отвечали одно и то же: «Каннитферштан». В конце концов ремесленник вообразил себе всесильное и злое существо с таким именем и решил, что страх перед этим существом мешает всем говорить. По-голландски же «Каннитферштан» означает «не понимаю».

За внешней незатейливостью этого рассказа есть другой план: Всему, что названо каким-то именем или просто каким-то словом, напоминающим имя, приписывается обычно существование. Даже слово «ничто» представляется в виде какого-то особого предмета. Откуда эта постоянная тенденция к объективизации имён, к отыскиванию среди существующих вещей особого объекта для каждого имени? Так ведь можно дойти до поисков «лошади вообще» или даже захотеть увидеть «несуществующий предмет».


Гипостазирование связано с абстрактными именами. Эту ошибку допускает, например, тот, кто считает, что кроме здоровых и больных существ есть ещё такие объекты, как «здоровье», «болезнь» и «выздоровление». В «Оливере Твисте» Ч.Диккенса мистер Банби говорит: «Закон осел, потому что он никогда не спит». В этом сведении разнородных вещей к одной плоскости также можно усмотреть Гипостазирование. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий