Бэкмология – это практика всесторонней комплексной поддержки рационального поведения. В ее состав входят модели, свод знаний, сбалансированный инструментарий поддержки принятия и реализации решений и объединяющая их методология.

Бэкмология включает пособие «Создание решений для деловых проблем», которое описывает строгий, детализированный и очень человечный процесс решения неструктурированных деловых проблем, и пособие «Защита собственной психики» – полное руководство по приемам психологического воздействия (атака, давление, манипуляция, обман, блеф, зомбирование и др.) и техникам эффективной защиты от него. Также Бэкмология представлена методиками рациоконтроллинга и психоконтроллинга.


Те, у кого есть свой бизнес, могут начать знакомство с Бэкмологией с сессии «Улучшение продаж». Это честная профессиональная работа, ориентированная на результат.


воскресенье, 16 августа 2015 г.

Бэкмология комментирует 48 законов власти Роберта Грина


Весьма популярная в России книга Роберта Грина «48 законов власти» изобилует массой весьма любопытных мыслей, которые любой здравомыслящий человек вряд ли возьмет на вооружение. Такие люди встречаются нечасто, их обычно стараются не замечать, мнение этих людей принимается в расчет только в критических ситуациях. Р. Грин и не видел их среди почитателей своего таланта. Книга рассчитана на малообразованную публику, падкую на скандальные сенсации и охочую до агрессивного поведения. Для этой публики авторитет Р. Грина непререкаем. Таким образом, прочитав «48 законов власти», знакомишься менталитетом и паттернами поведения обывателя. Это воистину настольное руководство, чего следует ожидать от обывателя.




Закон 6. Завоевывай внимание любой ценой

Обо всем судят по внешнему облику; то, чего увидеть нельзя, не имеет ценности. Поэтому никогда не позволяйте себе затеряться в толпе или кануть в Лету. Выделяйтесь. Бросайтесь в глаза, чего бы это ни стоило. Притягивайте к себе, как магнит, кажитесь крупнее, красочнее, загадочнее, чем множество скромных и вежливых людей вокруг.

О чем здесь идет речь? О публичность власти? Нет! О самопрезентации власти? По всей видимости, да! Явно, имеется в виду имидж, которым должен обладать представитель власти, чтобы ему было проще оказывать социальное влияние. Конечно, власть должна быть сразу узнаваемой. Поэтому представители власти ездят на черных машинах, носят дорогие костюмы, имеют властные жесты и т.д.

Самопрезентация – это умение подавать себя, привлекая к себе внимание, актуализируя интерес людей на своих видео- и аудиокачествах.

Термин самопрезентация используется как синоним управления впечатлением для обозначения множества стратегий и тактик (техник), применяемых индивидом при создании и контроле своего внешнего имиджа и впечатления о себе, которые он демонстрирует окружающим. Когда говорят о самопрезентации, имеют прежде всего стратегии и тактики, которые должны максимально полно отвечать общей цели представить себя в наиболее выгодном свете и тем самым обеспечить собственное коммуникативное, идеологическое, политическое или иное доминирование.

Все техники самопрезентации можно условно разделить на вербальные и невербальные.

К невербальным техникам относятся:

  • самоподача превосходства – выделение, акцентирование внешних признаков превосходства в одежде, манере речи, манера держаться, обстановка и др.
  • самоподача привлекательности – работа, затраченная на приведение одежды в соответствие с внешними данными.

Вербальные (коммуникативные) техники самопрезентации бывают прямыми и непрямыми. Прямые техники – это самоописания через личностные и социально-ролевые характеристики, через действия и увлечения, а также через истории о своей жизни (нарративы). Непрямые (косвенные) техники – это использование информации о других людях для повышения собственного статуса и «озвучивании» своих установок (аттитюдов).

Прямые тактики самопрезентации базируются на коммуникативных техниках демонстрации профессиональных достоинств, продвижения продукта профессиональной деятельности, поддакивания, проявления дружелюбия, демонстрации общественной значимости, демонстрации нравственных качеств. Непрямые тактики самопрезентации базируются на коммуникативных техниках ссылки на обстоятельства, опровержения порочащих мнений.

Различают следующие прямые коммуникативные тактики:

  • заискивание (старание понравиться)
  • самопродвижение
  • запугивание
  • пояснение примером (экземплификация)
  • самозатруднение.

Заискивание. Старание понравиться – попытка представить себя привлекательным в глазах других. Тот, кто старается понравиться, должен скрывать реальную цель своей активности, или он достигнет обратного эффекта. Выделяются несколько основных способов, которыми человек может пытаться достигнуть цели выглядеть желаемым для других:

  • просто соглашаться с тем, что думает и утверждает объект
  • похвалить достоинства и личность объекта
  • оказывать благосклонность человеку, которому необходимо понравиться.

Эти стратегии требуют тонкости. Если их использовать необдуманно, они выдают намерения субъекта. Кроме того, они могут вызвать дополнительные проблемы. Объекта, которому необходимо понравиться, обмануть легче, чем наблюдателей, так как люди, как правило, позитивно относятся к себе и своим суждениям. Люди верят, что их мнения верны, они не очень подозрительны к тем, кто согласен с ними. Но это не относится к сторонним наблюдателям, обладающим своими наборами суждений. Поэтому человек, стремящийся понравиться, может повышать свою позицию в глазах объекта и в то же самое время снижать свои позиции в глазах наблюдателей.

Самопродвижение. Если старание понравиться – попытка выглядеть привлекательным, то человек, продвигающий себя, пытается выглядеть компетентным. Например, претендент на вакантную позицию может избрать путь демонстрации своей привлекательности, а может показывать свою компетентность. Старание понравиться – это стратегия, цель которой — вызвать симпатию, в то время как самопродвижение имеет своей целью получение уважения со стороны других людей. Наиболее эффективный способ самопродвижения – демонстрация своих знаний и умений.

Запугивание. Запугивающий должен постараться убедить объект в том, что он потенциально опасен, т.е. может и будет причиной неприятностей, если объект откажется делать то, что от него требуют. Это также опасная стратегия. Во-первых, запугивающий может выглядеть грубым. Во-вторых, людям не нравятся те, кто их запугивает, и они общаются с ними, имея на то серьезные причины.

Пояснение примером. Избравший эту стратегию должен убедить объект, что он может служить примером, скажем, честности или моральных достоинств. Таким образом, являющийся примером занимается, в каком-то смысле, самопродвижением. Однако продвигающий себя демонстрирует компетентность, в то время как поясняющий примером демонстрирует значимость своей личности. Эта стратегия также опасна. Служащий примером рискует, что объекту откроется: на самом деле он не представляет из себя то, что пытается продемонстрировать.

Самозатруднение. Считается, что человек старается избегать помехи и затруднения. Но есть обстоятельства, когда он может искать их. Например, если ему предстоит быть оцененным при решении некого задания и он не уверен, что в состоянии выполнить его хорошо. Самозатруднение имеет два преимущества: 1) если человек провалится, это обеспечит ему оправдание; 2) если человек выиграет, это увеличит его успех.

Некоторые люди сами создают себе помехи по разным причинам. Люди с высокой самооценкой могут увеличивать свои достижения, в то время как люди с низкой самооценкой могут использовать эту стратегию, чтобы оградить себя от поражений.

Если интерес состоит в том, чтобы произвести впечатление на других, тогда необходимо создать видимость наличия помех. Это часто можно наблюдать, когда перед выполнением какого-либо действия человек объявляет о том, что он неважно себя чувствует, что, несомненно, помешает ему успешно справиться со своей задачей. Но если интерес не в том, чтобы убедить других, а в том, чтобы убедить себя, тогда необходимо действительно иметь помеху. Таким образом, самозатруднение повышает ценность успеха и уменьшает цену поражения.

Таблица. Прямые коммуникативные тактики самопрезентации
Стратегия
Техника
Цель
Заискивание
Выражать согласие (поддакивание)
Льстить
Оказывать благосклонность (дружелюбие)
Казаться привлекательным
(власть обаяния)
Самопродвижение, самореклама
Хвастать
Демонстрировать знания
Демонстрировать умения
Казаться компетентным
(власть эксперта)
Запугивание
Выдвигать требования
Угрожать неприятностями
Казаться опасным
(власть страха)
Пояснение примером
Хвастать
Демонстрировать свои достоинства: общественную значимость, нравственные качества
Казаться достойным подражания
(власть наставника)
Самозатруднение
Мольба
Демонстрировать слабость и зависимость
Умолять
Казаться слабым
(власть сострадания)

Различают четыре непрямых коммуникативных тактики: снятие ответственности, наслаждение отраженной славой, вредительство, уклонение от ответа.

Снятия ответственности. Тактику снятия ответственности представляют следующие техники: «ссылка на обстоятельства» (например, проблемы персонала, финансирования), «опровержение порочащих мнений».

Наслаждаться отраженной славой. Заключается в использовании чужого успеха в целях своей самопрезентации. Данная тактика преимущественно реализуется с помощью приемов «сближение по свойствам» (например, похожесть на известного актера) и очерчивание круга «свои – чужие» (например, иметь в друзьях известного политика).  При этом необходимо проработать два момента. Во-первых, правильно выбрать объект, популярность которого может оказать влияние на значимую аудиторию. Во-вторых, правильно обозначить свое отношение к этому объекту. Для этого, возможно, что более эффективным окажется не прямое декларирование, а косвенные указания, например использование знаков социальной символики.

Вредительство. Тактика вредительства направлена на намеренное принижение другого человека. Субъект достигает цели позитивного позиционирования, раскрывая и нередко преувеличивая несовершенства других в глазах аудитории, чтобы выглядеть лучше на их фоне. Тактика заключается в намеренном преувеличении недостатков чего-либо или кого-либо для повышения собственного статуса в глазах окружающих. Несмотря на то, что это опасная техника, как показали исследования, она достаточно часто используется.

Уклонение от ответа. Представляя себя с выгодной стороны, субъект стремится раскрыть определенную информацию перед аудиторией и скрыть (видоизменить) другую. В таком случае часто прибегают к тактике уклонения от ответа. Субъект уклоняется от ответа на некорректный вопрос через расплывчатость ответной реплики и ссылку на отсутствие информации. Тактика уклонения от ответа реализуется с помощью следующих приемов и ходов: игнорирование, ирония, преувеличение, ссылка на незнание (отсутствие релевантной информации). Данная тактика является одной из наиболее часто используемых непрямых тактик коммуникативной стратегии самопрезентации наряду с тактикой снятия ответственности.

***

Общепринятая социальная установка – достоин внимания только тот, кто умеет подать и самого себя, и результаты своего труда. Необходимость в самопрезентации, как распространении о себе и своей работе положительного мнения в социуме, можно обосновать. Энергия, потраченная на самопрезентацию, – это энергия, сэкономленная на восприятии. Типичный покупатель не хочет излишне напрягаться ради выбора наилучшего товара среди ряда аналогичных. Он возьмет тот товар, который ему сразу же приглянулся, и не будет заниматься утомительным сравнением. Конечно, имеются покупатели, которым сам процесс покупки доставляет удовольствие. Им необходимо перебрать и перепробовать все товары, пока они не сделают финальный выбор, в этот период они испытывают сильнейшие эмоции, а собственно приобретение выбранного товара уже не вызывает у них сильных ощущений. Но подобных индивидов меньшинство, в основном же люди представляют собой типичных покупателей.

Здесь речь идет о некритичном отношении публики к тому, что ей представляют. Публика желает развлекаться, а не думать над смыслом происходящего. Если ее обманывают, она в будущем отплатит дурному поставщику услуг негативным общественным мнением. В этом поведении имеется своя рациональность. Зачем нужен такой социум, в котором нет социального доверия?! Люди объединяются в общество, чтобы им было легче жить. Основой построения общества является доверие друг к другу, и заслуживает наибольшего доверия прежде всего тот, кто владеет искусством самопрезентации.

Если человек живет в обществе, он обязан обществу себя преподнести, а оно в свою очередь отплатит ему доверием. И вправду, никто не станет слушать человека, не способного или не желающего себя преподнести, не умеющего защищать свои позиции, отстаивать собственное мнение. Подобному человеку заранее уготовлено место неудачника, каким бы умным и плодотворным он ни был.

Без самопрезентации возможно только социальное недоверие. Но в этом состоянии общество долго существовать не может, оно разрушится. Поэтому у людей в отношениях друг с другом нет иного пути, кроме как путь постоянной самопрезентации. У одних – составляющих верхушку общества людей – она получается лучше, у других – скромных и вежливых людей – хуже. Не обходится здесь без злоупотреблений, что приводит к чрезмерному контролю одних над другими. Естественно, пробиться к власти без самопрезентации немыслимо.

Если человек не полагается в своих оценках других людей исключительно на их самопрезентации, у него появляются возможности лучше контролировать ситуации, с которыми приходится сталкиваться, он не попадает под тотальный контроль со стороны власти. Попадая во властные структуры и желая там удержаться, человеку необходимо постоянно держать «включенным» критическое мышление, оценивая других людей не только по тому, как они себя представляют, но и по их истории, а также другим факторам.

Итак, самопрезентация – это весьма комплексное явление. С одной стороны, человек, если хочет пробиться в «люди», должен уметь хорошо приукрасить и представить себя, с другой стороны, самопрезентация других людей не должна «проглатываться» без соответствующей критической оценки. Искусство самопрезентации – противоречивое искусство. Порой человеку становится сложно представлять себя, видя, насколько мерзко это делают другие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий