Бэкмология – это практика всесторонней комплексной поддержки рационального поведения. В ее состав входят модели, свод знаний, сбалансированный инструментарий поддержки принятия и реализации решений и объединяющая их методология.

Бэкмология включает пособие «Создание решений для деловых проблем», которое описывает строгий, детализированный и очень человечный процесс решения неструктурированных деловых проблем, и пособие «Защита собственной психики» – полное руководство по приемам психологического воздействия (атака, давление, манипуляция, обман, блеф, зомбирование и др.) и техникам эффективной защиты от него. Также Бэкмология представлена методиками рациоконтроллинга и психоконтроллинга.


Те, у кого есть свой бизнес, могут начать знакомство с Бэкмологией с сессии «Улучшение продаж». Это честная профессиональная работа, ориентированная на результат.


среда, 10 февраля 2016 г.

Сущность мотивации



Энергетика, Безопасность, Критическое мышление и Игровая парадигма – компоненты Бэкмологии. Энергетическая модель эмоций является частью Энергетики Бэкмологии. Далее следует фрагмент, популярно описывающий один из аспектов этой модели, свзязанный с мотивацией. Краткое описание модели читаем по следующей ссылке:


О мотивации так много говорят, потому что большинство людей не имеют даже элементарного представления о психологии человека. Так, люди оперируют понятием «эмоция» чисто интуитивно, не удосуживаясь разобраться, как устроена их эмоциональная сфера. Однако именно на эмоциях построено все поведение человека.

Мотивация – это совокупность побуждающих факторов, которые вызывают активность личности и определяют направленность ее деятельности. Таково общепринятое определение.

В энергетической модели эмоций Бэкмологии мотивация представляется как социальный механизм формирования заданного эмоционального отклика. Эмоции побуждают к действию, направляют деятельность, контролируют и поддерживают поведение. Однако эти функции принято относить к мотивации, поскольку именно благодаря ей формируются нужные для осуществления данных функций эмоции. Таким образом, получается, что мотивация управляет эмоциями.

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.

За тысячи лет до того, как это слово  вошло в лексикон руководителей, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач организации. Самым первым из применяемых приемов был метод «кнута и пряника». В Библии, древних преданиях и даже античных мифах можно найти множество историй, в которых короли держат награду перед глазами предполагаемого героя или заносят меч над его головой. Однако королевские дочери и сокровища предлагались лишь немногом избранным. Предлагаемые «пряники» в награду за большинство дел едва ли были съедобны. Просто принималось как само собой разумеющееся, что люди будут благодарны за все, что позволило бы им и их семьям выжить.

Когда, примерно в 1910 г., возникла «школа научного управления» Тейлора, на основе которой и построен весь современный менеджмент,  жизнь трудящихся существенно не улучшилась, несмотря на достижения технологии. Однако Тейлор и его современники уже осознали всю глупость заработков на грани голода. И они сделали мотивацию по типу кнута и пряника более эффективной, когда объективно определили понятие «достаточной дневной выработки» и предложили оплачивать труд тех, кто производил больше продукции, пропорционально их вкладу. Увеличение производительности труда, явившееся результатом использования этого метода мотивации, в сочетании с более эффективным применением специализации и стандартизации, было впечатляющим. Успех мотивации по типу кнута и пряника был так велик, что приятные ощущения от него до сих пор сохраняются у руководителей.

Мотивация имеет дело с базовыми эмоциями радости (удовлетворения), гнева и страха. С базовой эмоцией печали она не работает.

Действие еще не совершено, а прогноз его результата уже построен. Так устроена наша психика, и механизм мотивации построен на эксплуатации этой особенности. Метод «кнута и пряника» воздействует на психику для формирования эмоций радости или страха при прогнозировании (предвкушении) результатов, которые можно ожидать в будущем после совершения действия. «Пряник» инициирует предвкушение радости, «кнут» вызывает страх пред совершением некоторого действия. Таким образом, речь идет не столько о мотивации, сколько об эмоциях, сопровождающих принятие решения и выполнение его.

Значение предвосхищающих принятие решения эмоций показал еще О. Маурер (О. Mowrer, 1938) в связи с выяснением роли боязни (страха). Он рассматривает страх как сигнал предстоящей опасности, как неприятное состояние, побуждающее к поведению, помогающему избежать угрозы. Значительно позже (в 1960 году) О. Маурер изложил свою концепцию мотивации, которая основана на предвосхищаемых положительных и отрицательных эмоциях.

Он объяснял всякое поведение, с одной стороны, индукцией влечения – когда поведение имеет наказуемые последствия (что обусловливает закрепление предвосхищаемой эмоции страха: происходит научение страху, т.е. попадая вновь в данную ситуацию, человек начинает ее бояться), а с другой стороны, редукцией влечения – когда поведение имеет поощряемые последствия (что обусловливает закрепление предвосхищаемой эмоции надежды: происходит научение надежде).

О. Маурер говорит также о предвосхищающих эмоциях облегчения и разочарования. Облегчение связано с уменьшением, в результате реакции, эмоции страха (редукция влечения); разочарование – с уменьшением, в результате реакции, надежды (индукция влечения). Согласно автору, эти четыре типа предвосхищающих положительных и отрицательных эмоций (страх и облегчение, надежда и разочарование) в зависимости от увеличения или уменьшения их интенсивности определяют, какие способы поведения в данной ситуации будут выбраны, осуществлены и заучены (подкреплены).

Таким образом, предвосхищающие эмоции ожидания позволяют человеку адекватно и гибко принимать решение и управлять своим поведением, вызывая реакции, которые усиливают надежду и облегчение или уменьшают страх и разочарование.

В случае прогнозирования возможности удовлетворения потребности возникают положительные эмоциональные переживания. Возможен и другой случай: при планировании деятельности как объективно заданной необходимости (в силу жестких обстоятельств, социального требования, обязанности, долга, волевого усилия над собой) могут возникнуть отрицательные эмоциональные переживания.

Метод «кнута и пряника» – далеко не единственный способ мотивации. Достаточно лишь рассмотреть список категорий мотивов преступного поведения персонала отделов внутренних дел (ОВД):

  • корыстные мотивы, куда следует относить все мотивы, связанные с приобретением материальных ценностей, улучшения своего имущественного положения
  • мотив достижения высокого положения в обществе, получения широкого профессионального и социального признания, продвижения по служебной лестнице: стремительный карьерный рост, приводящий к получению широких властных полномочий, желание доминировать, управлять, стремление пользоваться авторитетом, общественным признанием за счет получения определенных благ, создание собственного имиджа как человека, способного решать любые проблемы
  • насильственные мотивы (ревность, месть, злоба, эгоцентризм, хулиганские мотивы)
  • «идейные» мотивы – желание восстановить справедливость, вера в непогрешимость закона, непримиримость к правонарушителям, принципиальное подражание высоким нравственным принципам
  • конформистские мотивы, а именно стремление быть «как все», нежелание проявлять инициативу, нежелание «портить отношения», подражание примеру коллег и проч.
  • легкомысленно-безответственные, среди которых избежание осложнений, каких-либо проблем и внутреннего напряжения, нежелание отвечать за собственные поступки, стремление жить одним днем
  • ложное понимания служебных интересов, обязанностей и полномочий, среди которых улучшение показателей в работе своего подразделения, необходимость «делать показатели».


Комментариев нет:

Отправить комментарий