Бэкмология – это практика всесторонней комплексной поддержки рационального поведения. В ее состав входят модели, свод знаний, сбалансированный инструментарий поддержки принятия и реализации решений и объединяющая их методология.

Бэкмология включает пособие «Создание решений для деловых проблем», которое описывает строгий, детализированный и очень человечный процесс решения неструктурированных деловых проблем, и пособие «Защита собственной психики» – полное руководство по приемам психологического воздействия (атака, давление, манипуляция, обман, блеф, зомбирование и др.) и техникам эффективной защиты от него. Также Бэкмология представлена методиками рациоконтроллинга и психоконтроллинга.


Те, у кого есть свой бизнес, могут начать знакомство с Бэкмологией с сессии «Улучшение продаж». Это честная профессиональная работа, ориентированная на результат.


четверг, 10 марта 2016 г.

Мир VUCA


О каком мире мечтает каждый человек? Конечно же, о мире, где есть стабильность, определенность, простота и однозначность. Однако современная реальность такова, что приходится жить в ином мире: нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном. Для такого мира американцы даже придумали специальный термин – мир VUCA.

VUCA – это акроним английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). Мир VUCA – это мир, в котором задачи прогнозирования трудно реализуемы. По сути, речь идет о мире, который сошел с ума.

Итак, SPOD-мир сменился VUCA-миром. SPOD-мир представляет собой устойчивый, предсказуемый, простой и определенный мир: (steady (устойчивый), predictable (предсказуемый), ordinary (простой), definite (определенный). Это мир, существовавший до VUCA-мира.

Volatility (изменчивость, нестабильность, неустойчивость, волатильность) – ситуация меняется быстро и непредсказуемо, на основе данных изменений нельзя предсказывать будущую ситуацию или планировать действия.
Uncertainty (неопределенность) – то «место», где основные разрушительные изменения случаются. И прошлое в данном месте не является предсказателем будущего: определение того, что грядет, является крайне затруднительным.

Complexity (сложность) – «место», где множество сложных для понимания фактов, причин и факторов складываются в проблемы.

Ambiguity (неоднозначность, неясность, двусмысленность, неопределенность) – «место», где сложно ответить на вопросы «кто, что, когда и почему».

Экономическими субъектами в SPOD-мире были выработаны SPOD-стратегии, к которым можно отнести практически все существующие стратегии. Они были эффективными длительное время и использовались не одним поколением экономических субъектов. Применение SPOD-стратегий всегда было предсказуемым и приводило к запланированным результатом. Главной задачей экономического субъекта был правильный выбор наиболее подходящей стратегии из существующих.

Однако с возникновением VUCA-мира у экономического субъекта возникла необходимость в выработке VUCA-стратегий, которые должны быть быстро перестраиваемыми и адаптивными, что позволило бы экономическому субъекту эффективно реагировать на фундаментальное изменение внешней среды.

***

Концепция VUCA сначала применялась американцами в отношении к вооруженным силам:

Изменчивость в отношении военных действий – это скорость перемещения армий, зафиксировать картину военных действий в условиях быстрых перемещений, наличий реактивных истребителей и атомных подлодок стало довольно сложно.

Неопределенность – это недостаток предсказуемости, место для вмешательства сторонних сил, которые могут поменять ход событий.

Сложность вытекает из большого количества боевых единиц, необходимости ими управлять, делать это быстро и эффективно.

Двусмысленность – это постоянный риск получить дезинформацию, исказить картину происходящего и принять неверное решение.

Первым все это заметил полковник Стефан Гаррос, PhD, поведенческих наук. Перед ним стояла задача – ответить на вопрос: как необходимо действовать, когда боевая обстановка постоянно меняется. Он предложил концепцию VUCA , которая отлично описывала происходящее.

Сейчас концепция VUCA приобретает все большую популярность в бизнесе, особенно в сфере технологий и на потребительских рынках. Мир стал глобальным, все меняется очень быстро. Всего несколько лет назад никто не думал, что проекты типа Facebook могут стать гигантами с огромной капитализацией. Но еще быстрее все меняется сейчас на финансовых рынках.

Новые времена требуют новых людей. Ученые утверждают, что лучше к новым реалиям приспособятся счастливые обладатели такой психологической черты, как толерантность (от лат. tolerantia – терпение) к неопределенности – ситуациям, когда нет достаточного количества данных; в которых невозможно предсказать, как будут развиваться события; где присутствует высокая степень риска при планировании и принятии решений.

«В переходные периоды, когда возрастает неопределенность жизни в обществе, человеку требуются дополнительные внутренние силы для преодоления разнообразных сложностей и проблем. Большинство людей, испытывая страх и даже «отвращение» перед неизведанным, неясным, новым, стремятся уйти от таких ситуаций, лишь некоторым это может даже доставлять удовольствие. При этом они явно обладают каким-то преимуществом. Считается, например, что те, кто стремится к определенности, обладают стереотипностью мышления, преувеличенным уважением к власти, неумением понимать людей и анализировать их поступки, а также наличием серьезных личностных проблем» (Джером Брунер, американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов).

Согласно многочисленным исследованиям, люди, хорошо переносящие ситуации неопределенности, обладают гибким умом и высоким уровнем интеллекта. Они относятся к непонятной ситуации не со страхом, а с интересом, поскольку неизвестность стимулирует их умственную деятельность и воображение, является прекрасной возможностью создать что-то новое. Любители неизвестного, как правило, креативны, умеют полагаться на интуицию, а не только на логику, и при возникновении проблемы могут находить множество или хотя бы несколько способов ее решения. Еще эти люди обладают завидным психологическим здоровьем – у них низкий уровень тревожности, адекватная самооценка (не заниженная и не завышенная), они знают свои сильные стороны и принимают собственные недостатки. Им также присущ высокий уровень так называемой межличностной чувствительности – они умеют услышать и понять другого, найти общий язык с самыми разными людьми. В целом это психологически зрелые люди или, как часто говорят психологи, взрослые личности. Интересно также, что люди с высокой толерантностью к неопределенности тяготеют к организациям с демократическими принципами управления, в то время как их нетолерантные (или интолерантные) собратья больше предпочитают авторитаризм и сильную руку. В сравнительных исследованиях представителей западных демократий и населения постсоветских стран, в частности, России, было обнаружено, что люди, живущие долгие годы в условиях демократии, показывают гораздо более высокий уровень толерантности к неопределенности. Именно поэтому людей, хорошо переносящих неопределенность, относят к так называемому демократическому типу личности (в отличие от авторитарного типа).

Данные, полученные в результате исследований, свидетельствуют о том, что люди, позитивно относящиеся к неопределенным ситуациями, более склонны воспринимать себя субъектом собственных действий и контролировать собственную жизнь; они более оптимистически оценивают собственные успехи и неудачи и более склонны ожидать успеха в будущем. Вместе с тем, они менее тревожны, быстрее переходят от планов к действиям и более склонны идти на риск, чем лица с низким уровнем толерантности к неопределенности. Толерантность к неопределенности также значимо взаимосвязана с более высоким уровнем психологического благополучия.

В новом мире изменятся идеология коммуникаций: теперь коммуникатор – не просто рупор компании и организатор взаимодействия с заинтересованными сторонами (включая СМИ), не барьер между окружающей бизнес внутренней и внешней средой, а человек (или структура), который улавливает из внешнего и внутреннего мира сигналы и инициирует, поддерживает изменения в бизнес-процессах.

В отношении трейдеров концепция VUCA имеет такую специфику.

Изменчивость. Если человек пытается адаптироваться к рынку и в корне менять план игры только потому, что рынок долго пребывал в балансе, а он, например, торгует по трендам, то человек, скорее всего, не принимает идею изменчивости. Все балансовые рынки рано или поздно заканчиваются, и, по иронии, очень часто трейдер «адаптируется» к рынку как раз перед сильным прорывом, т.е. с большим опозданием.

Быть «поздним большинством» на рынке невыгодно. Принятие идеи изменчивости предполагает либо более быструю реакцию, либо, наоборот, упорное следование своему плану. Второе более предпочтительно, поскольку уходя из своей стихии в другую, игрок может совершить много ошибок.

Неопределенность. Когда человек ищет идеальный вход, и постоянно оптимизирует правила входа, добавляет туда все новые индикаторы и т.д., ему, скорее всего, трудно принять неопределенность.

Не обязательно быть правым в 70% сделок, и тем более, нельзя сказать, какой результат даст следующая сделка – только на серии сделок можно сделать вывод об успешности подхода.

Искатели «граалей» на самом деле ищут безопасности, но они ищут ее не там, ее там нет.

Сложность. Эйнштейн говорил: «Все должно совершаться так просто, как только возможно, но не проще. Сделанное слишком просто, становится упрощенным».

Стремление сделать анализ или подход упрощенным присуще очень многим людям и представляет собой, скорее всего усталость от чрезмерного потребления информации, чтения аналитических отчетов, прогнозов, сайтов с выложенными картинками на тему «мое видение рынка».

Маятник откатывается в обратную сторону и человек говорит – «все, я ничего не буду использовать кроме испытанных временем и хорошо зарекомендовавших себя инструментов». Естественно, такой подход не может быть успешным. Некоторое понимание рынка или хотя бы фильтрация своих действий необходима, иначе результаты будут случайными.

Двусмысленность. Если человек принимает идею двусмысленности, то он обращает особое внимание на сценарии, которые не вписываются в его анализ.

Любая информация на рынке может быть обманом (провокацией), всегда нужно держать руку на пульсе и признавать за собой право на ошибку, на искажение действительности.

В Мире VUCA усилие по «выталкиванию» себя из зоны комфорта должно стать привычкой. Всегда нужно помнить, что лучшие сделки находятся там, где вам наименее комфортно.

Ощущение «безопасности», исходящее от сделки, всегда является тревожным индикатором. Ощущение прямого беспокойства, наоборот, гораздо чаще свидетельствует о возможном успехе.

Разработайте свои собственные «внутренние индикаторы», в конце концов, жизнь – это внутренняя игра, и победить нам нужно самих себя.

***

На вызов VUCA, – есть и ответ VUCA:

Vision (видение):
  • Коммуникация – необходимо постоянно доносить смысл цели, чтобы люди смогли понять, куда и зачем они идут.
  • Вера – в себя и других, которая поддерживается фактами и доказательствами.
  • Фокус – обеспечить ситуацию, при которой все усилия команды будут согласованы и сосредоточены на нужных сферах.

Understanding (понимание):
  • Любопытство – задавать вопросы (коучинг), что ежедневные изменения – это статус-кво в вашей организации.
  • Эмпатия – понимание, что происходит с людьми, какие их надежды, ожидания, страхи и желания.
  • Открытый ум – постоянное исследование новых идей, возможностей, постоянное отражение и поиск конструктивной критики.

Clarity (ясность):
  • Упрощение – отбрасываение всего лишнего, чтобы воззреть в саму суть.
  • Интуиция – использовать дар знаний без рассуждений, доверие своей интуиции и опыту.
  • Системное мышление – рассмотрение проблем с глобальной точки зрения (динамическая система, система взаимодействий и взаимозависимых частей).

Agility (прыть):
  • Решительность – быстрая адаптация к изменению последствий и принятие решений с уверенностью.
  • Инновации или смерть – учитесь на ошибках и постоянно ищите новые пути, которые помогут стать лучше в том, что вы делаете.
  • Давайте возможность, наделяйте полномочиями – большая ценность в сетевых связях, чем иерархии, сотрудничестве, чем контроле; дайте возможность свободно творить, чтобы достигать отменных результатов.


Комментариев нет:

Отправить комментарий