Бэкмология – это практика всесторонней комплексной поддержки рационального поведения. В ее состав входят модели, свод знаний, сбалансированный инструментарий поддержки принятия и реализации решений и объединяющая их методология.

Бэкмология включает пособие «Создание решений для деловых проблем», которое описывает строгий, детализированный и очень человечный процесс решения неструктурированных деловых проблем, и пособие «Защита собственной психики» – полное руководство по приемам психологического воздействия (атака, давление, манипуляция, обман, блеф, зомбирование и др.) и техникам эффективной защиты от него. Также Бэкмология представлена методиками рациоконтроллинга и психоконтроллинга.


Те, у кого есть свой бизнес, могут начать знакомство с Бэкмологией с сессии «Улучшение продаж». Это честная профессиональная работа, ориентированная на результат.


понедельник, 11 июля 2016 г.

Уровни существования

Реальность - это все все вещи. но какие вещи и что такое существование?  Что существует? И как определить существование? Существует нечто, что взаимодействует. Никакого иного, более полного или более понятного определения дать нельзя. Взаимодействие не имеет отношения к проявлению и познанию. Мы можем не знать о существовании существующего. Но существует то, что вступает во взаимодействие. Причем взаимодействует любая вещь/феномен с множеством вещей, никогда не составляя пары. Кстати, это показывает неверность гносеологического подхода познающий человек - познаваемая вещь. Откуда мы знаем о существующих вещах? Потому что существуем сами. С нами взаимодействуют многие другие вещи/феномены (сущности или единицы существования). Рассуждать о незнакомых вещах мы можем по аналогии с наблюдаемыми взаимодействиями. Это и является основой познания. Но почему же человек и другие вещи - сущности? Почему не молекулы, не части тела и т.д. Потому что человек действует как нерасчлененное и нерасчленяемое целое. Нетрудно отличить живого человека от мертвого. Человек действует только как единая сущность, как единый предмет. Таким образом, мы и здесь сущность определяем через характер взаимодействия. 
       Значит существование - не нечто однозначное, что можно описать одним словом. Ведь человек состоит из атомов. А футбольная команда - существует? А слово? А сознание? И здесь мы переходим к уточнению уровней существования. Предварительно указав, что реальность (мир) как целое не существует. Существование определяется не только наличием взаимодействия, но и характером взаимодействия. Если нечто - как реальность - объединяется лишь в нашем сознании, тут говорить о бытии не приходится. Но и взаимодействующее на деле взаимодействует различно. Если вы скрепляете два предмета, вы их можете связать, склеить, спаять и т.д. Полученная конструкция будет напрямую зависеть от характера взаимосвязи компонентов. Как единую сущность можно рассматривать и атом, и человека, состоящего из атомов. Но нельзя руку или ноготь. Разобравшись ранее с частями и атрибутами, а также действиями, мы не коснулись второго уровня существования. Первый - уровень максимального сцепления, превращающего материал в единую сущность. Так, скульптура из льда будет вещью, сущностью, а вода вообще - нет. Вроде вода в виде газа, в виде жидкости и твердого тела - одно вещество. Но не всегда оно образует сущность. 


       Второй уровень существования - эпифеномены. Эпифеномен - это псевдосущность, образуемая из сущностей, собранных и взаимодействующих, но не скрепленных. Солнечная система может считаться эпифеноменом, в котором подлинными сущностями выступают звезда и планеты. Сущность (феномен) может распасться, и каждый фрагмент будет отдельной сущностью. Отсюда впечатления "несуществования" временных вещей. Нет, сущность не фиктивна, но она, действительно, временна, а порой и кратковременна. Всё зависит от характера сущности и связей сущностей, её образующих, вливающихся в неё. Приведу образ. Есть кирпичная стена. Первоначально делается много сущностей - кирпичей, потом они соединяются в одну. Одна сущность получается не благодаря кирпичам, а благодаря соединению кирпичей цементом (в некоторых случаях - весом самих частей, если стена из тяжелых каменных блоков). Кирпичи, сложенные, но не соединенные - это и есть эпифеномен. 


       Слова, конкретно - устные произносимые слова - эпифеномены. Звук можно рассматривать как феномен (хотя скорее он тоже эпифеномен), слово составляется из определенной последовательности звуков. Строго говоря, нет слов, есть лишь много звуков. Последовательность кодируется и раскодируется сознанием. Что же такое эпифеномен? Это определенный строй, конфигурация, рисунок, образуемая сущностями. Общество - безусловно, эпифеномен. Изучать эпифеномены подобно феноменам нельзя. Как наглядно увидеть разницу? Возьмите три стальных полосы и сложите треугольником. Существует ли стальной треугольник? Нет. Существуют именно три стальных полосы, сложенных треугольником. Сущностью является стальная полоса. Теперь сварим полосы вместе. На месте трех сущностей, сложенных вместе - образовалась одна. Причем не одна, состоящая из трех, а просто одна - стальной треугольник. Свойства сущности - стального треугольника сильно отличаются от эпифеномена - трех стальных полос. 


       Вся человеческая культура построена на эпифеноменах. В природе эпифеномены часты, но человеческие носят иной характер. Они как правило функциональны и целенаправленны. Поэтому природные эпифеномены бессмысленны, а искусственные эпифеномены многофункциональны. так, язык выполняет далеко не только задачи передачи сообщений. Когда в споре начинают говорить, что слова существуют, текст существует и т.д. - сознательно или несознательно смешивают феномены и эпифеномены. А в языке нет различий бытия-1, бытия-2 и бытия-3. Да-да, эпифеномены - не последний уровень. Соблазнительно вслед за Гоббсом говорить об эпифеноменальности сознания, но это будет ошибкой. 


       Эпифеномены могут взаимодействовать, хотя и не как единые сущности. Например, можно поставить стену, за которой ничего не будет видно. А можно вкопать в землю ряд бревен, сквозь которые мир будет полосатым. Бревна действуют по отдельности, но есть и какой-то общий эффект. Мозг устроен по принципу эпифеноменов (аналогично, но не так же). Сознание же оперирует, повидимому, "сущностями" третьего уровня. Мы создаем конструкцию из слов, но сами слова - уже не существуют. Разумеется, конструкцию неустойчивую и шаткую. Моделирование на основе "несуществующего" создает сложнейший "виртуальный" мир. Причем этот мир полностью, на 100% оторван от реальности. Парадоксально, но это так. Разум, мозг - связаны с реальностью. Но человек, перейдя к символической культуре и словесному мышлению, стал способен создавать "мир мыслей", неадекватный миру существующего. Поэтому сознание никак нельзя считать эпифеноменом - оно не сложено из феноменов. Исследование сознания в онтологических категориях - чрезвычайно трудная задача. 


        Самым важным для философии является разделение феноменов и эпифеноменов, а так же перевод существования из таинственной субстанции в описание взаимодействий. Человек, распавшись, не существует. Где была эта "сущность" до и после? Нигде. Сущности связаны с взаимодействием, а не с таинственным "существованием", которое дает мнимая субстанция - называть ли её богом или материей или любым иным словом.

Как вы поняли, новшеством является возведение существования к взаимодействию, тогда как раньше всегда рассматривалось взаимодействие существующего, то есть существование выступало предпосылкой взаимодействия. Сущность в новой трактовке есть тесное объединение, созданное  сильными взаимосвязями и выступающее как целое. Бытие перестает мыслиться как статичная основа картины, или как машина, начинающая двигаться, но как сложное образование, от начала до конца подверженное динамике.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий