Бэкмология – искусство нахождения простоты. Это методология укрепления психики и контроллинга психической деятельности. Суть методологии состоит в корректировке мировоззрения и жизненных установок, гармонизации внутреннего мира человека, достижении открытости ума. В ее состав входят модели преодоления неопределенности, паттерны успешного поведения, сбалансированный инструментарий поддержки принятия и реализации решений.

Бэкмология включает более десяти пособий. К ним относится книга «Создание решений для деловых проблем», которое описывает строгий, детализированный и очень человечный процесс решения неструктурированных деловых проблем, пособие «Защита собственной психики» – полное руководство по приемам психологического воздействия (атака, давление, манипуляция, обман, блеф, зомбирование и др.) и техникам эффективной защиты от него. Также Бэкмология представлена методиками рациоконтроллинга и психоконтроллинга.


Те, у кого есть свой бизнес, могут начать знакомство с Бэкмологией с сессии «Улучшение продаж». Это честная профессиональная работа, ориентированная на результат.


понедельник, 31 июля 2017 г.

Эссе о разуме

 Неоднозначность и неопределенность – вечные спутники человека, ибо без них он не сможет ощущать своего развития: интеллектуального и духовного. Мир предстает перед человеком именно так, чтобы тот не чувствовал себя скованным единственной его интерпретацией. Разнообразия живых форм могло бы и не быть, если бы оно не создавало у человека непостижимого могущества Природы.

Эволюционное развитие – всего лишь одна из возможных интерпретаций наблюдаемой картины. Хотя она и является общепризнанной, ее состоятельность можно оценить только при наличии других интерпретаций. Другими совами, выбор делается, только когда есть несколько вариантов – изначальная единственность и однозначность не предполагает необходимости в каких-либо интеллектуальных усилиях, разума нет там, где невозможно его применение.

Таким образом, можно полагать, что разум возникает в ответ на сложность мира, а можно считать, что сложность специально конструируется, чтобы оправдать появление разума. Обе эти интерпретации напрямую завязаны на сложность мира, но по-разному ее используют в причинно-следственном отношении: либо сложность мира является причиной возникновения разума, либо разум является причиной появления сложности мира.

В отношении сущности человеческого разума возможны и другие интерпретации. Человечество может быть источником получения какого-то ценного ресурса для высшего разума. Коллективный разум людей есть не более чем виртуальная реальность, программа исследования поведения интеллектуальных агентов. Эта интерпретация – излюбленная тема фантастов, но как известно, фантасты часто верно предсказывают ход дальнейших событий.

Поскольку разум не самодостаточен, ему нужна постоянная информационная подпитка, есть основания полагать, что существует некая система, составной частью которой и является разум. Он – необходимый связующий механизм для поддержания жизнеспособности этой системы. Возможно, функция разума – рефлексия происходящего в системе. Для контроля событий необходимо их отражать и проверять на соответствие принятым планам. Посыл здесь такой: любая система требует периодической диагностики, иначе ее ждет разрушение; разум производит все необходимые мероприятия по комплексной диагностике. И значит, необходим пересмотр теории систем. Всякая система должна включать разумное начало, не бывает системы без разума.

Сегодня многие ученые склонны считать Вселенную разумной. По мере накопления знаний об устройстве мироздания становится все более и более очевидным, что без разумного начала ни о каких симметриях, закономерностях не может быть и речи.

Поведение человека часто считается неразумным. Человеческий разум порой кажется иррациональным, склонным к фатальным ошибкам.

Но почему разум должен быть совершенным? Кто определяет критерии его совершенства?

Система, работающая без ошибок, должна заранее знать все возможные проблемы, которые могут возникнуть на протяжении всего ее жизненного цикла. Если она таким знанием обладает, разум ей нужен для самодиагностики. Соответственно, система, работающая с ошибками, не знает обо всех возможных проблемах, и разум не сможет ее уберечь от фатальных ошибок. Тогда, возможно, совершенный разум способен выявлять фатальные ошибки и перестраивать систему так, чтобы она работала без них. Такое представление о совершенном разуме можно взять за основу.


Если есть совершенный разум, то какой прок от несовершенного, ординарного разума? Почему Природа поступает столь «неразумно», создавая плохо приспособленные к жизни системы?

Философ здесь скажет, что совершенство – это идеал, к которому можно только стремиться. Сразу вспоминаются постулаты диалектики, утверждения о борьбе как движущей силе прогресса. Признавая необходимость борьбы, оправдываешь все кажущиеся несуразности Природы. Люди убивают друг друга, и выживают сильнейшие, с сильным интеллектом; идет постоянный естественный отбор наиболее приспособленных к жизни особей – так рождается сверх раса.

Но возможна и иная интерпретация. Совершенный разум проявляет себя в высшей степени рационально. Исключение критических ошибок требует грамотного отношения к остальным ошибкам – они должны самоустраняться. Никакой борьбы нет, есть система естественных отношений в условиях ординарного разума. Когда возникает ошибка, такой разум регистрирует ее и подвергается разрушению, чтобы ошибки больше не было. Как говорится: «нет человека, нет и проблемы». Таким образом, ординарный разум – это агент по устранению некритических ошибок. В самоорганизации живых форм важнейшим механизмом является их смерть при возникновении ситуации, близкой к критической. Процессы создания и разрушения систем равноценны по степени их важности. Система должна естественным образом разрушаться, если попадает в критическую ситуацию, из которой не предусмотрен выход. Ее место не остается пустым – постоянно образуются новые системы.

Так называемая конкуренция – это лишь упрощенная модель воспроизводства систем с ординарным разумом. Они постоянно будут создаваться и разрушаться, образуя нужное многообразие и при этом не обременяя совершенный разум их контролем. Причем в наличие совершенного разума можно даже не верить.

Человеческий интеллект нельзя назвать мощным, но его достаточно, чтобы обеспечить выживание людей без посторонней помощи. Интеллект муравья вообще считается примитивным, но и его достаточно для выживания вида. По сравнению с муравьем человек обладает неизмеримо более богатым поведением, но приспособленность его к жизни не выше, чем у муравья. Без принятия специальных мер защиты жизни и человека, и муравья постоянно угрожает какая-то опасность. Если характеризовать уровень интеллектуального развития приспособленностью к жизни, то человек не слишком далеко ушел от муравья. В отличие от них совершенный разум абсолютно приспособлен к жизни – ему ничто не угрожает, он не совершает ошибок, подводящих его к летальному исходу.

Итак, разум есть приспособленность к жизни. Такое определение разума кажется вполне «разумным», но интуитивно недостаточным. Чего же здесь не хватает?

По всей видимости, способности разума познавать самого себя. Это комплексное свойство проявляется во множестве признаков.

Разум составлен из частей, которые сами не являются разумными. «Разум» состоит в определенном способе организации этих частей.

Во всем есть логика, но причины и следствия образуют циклические (или более сложные) цепи. Разум способен давать несколько описаний одного явления. Одного объяснения никогда не бывает достаточно, только несколько объяснений претендуют на полноту. Всякий объект может быть отнесен к определенному классу, но это не означает, что его нельзя отнести и к другим классам.

Все сообщения кодируются. Надо распознавать систему кодирования и соответствующим образом интерпретировать сообщение.

Ни одна интерпретация не отражает полной сути явления. В каждый момент доступен только один из фрагментов этой сути. Разум позволяет связывать фрагменты в единую картину, не упуская из виду, что эта картина – построение самого разума.

Части образуют целое, но целое не есть совокупность частей – части взаимодействуют между собой, что приводит к образованию новых качеств. Разум различает эти качества и связывает их с образованием целого из частей.

Разум присутствует в разнообразии всевозможных само-: самоорганизация, самоконтроль, саморазвитие, самосовершенствование, самореализация и т.д.

Разум в ограниченном своем проявлении может служить инструментом всякой созидательной или разрушительной деятельности.

Инструментальность разума наглядно проявляется в религии. В понимании верующего, разум – это индикатор, отличающий истину от заблуждения, правильное от неправильного. Все, что запрещено Писанием, представляет собой скрытое или явное зло для человека, а все, что разрешено, – благо. Таким образом разум способствует правильному веропониманию; более разумен тот, у кого сильнее вера.


Комментариев нет:

Отправить комментарий