Бэкмология – это практика всесторонней комплексной поддержки рационального поведения. В ее состав входят модели, свод знаний, сбалансированный инструментарий поддержки принятия и реализации решений и объединяющая их методология.

Бэкмология включает пособие «Создание решений для деловых проблем», которое описывает строгий, детализированный и очень человечный процесс решения неструктурированных деловых проблем, и пособие «Защита собственной психики» – полное руководство по приемам психологического воздействия (атака, давление, манипуляция, обман, блеф, зомбирование и др.) и техникам эффективной защиты от него. Также Бэкмология представлена методиками рациоконтроллинга и психоконтроллинга.


Те, у кого есть свой бизнес, могут начать знакомство с Бэкмологией с сессии «Улучшение продаж». Это честная профессиональная работа, ориентированная на результат.


четверг, 3 августа 2017 г.

Об эволюции


Привычная для нас физическая картина мира такова. Всякий объект состоит из каких-либо элементов. Не бывает абсолютно монолитного объекта, в котором нельзя было бы выделить элементов. В свою очередь объект входит составной частью в какую-то систему, т.е. является элементом другого объекта. Объект характеризуется своими элементами и внутренними связями между ними, а также внешними связями, без которых его нельзя было бы идентифицировать. Фактически объект определяется путем различения его внутренних и внешних связей. Исходя из такого понимания, мы занимаемся либо конструированием новых систем, либо разрушением уже существующих объектов, чтобы извлечь из них полезные для себя ресурсы.

Физической картине мира можно поставить в соответствие информационную картину. Информационный процесс есть выделенный поток событий в пространстве и времени. Объект есть информационный процесс, образованный более глубокими (низкоуровневыми) информационными процессами и воспринимаемый субъектами (внешними наблюдателями) ввиду повторяемости событий.

Объект фиксируется наблюдателем. Наблюдатель – это сложный объект, способный распознавать другие объекты и фиксировать их в своей памяти. Фиксация происходит за счет специальных объектов, используемых в качестве интерпретируемых знаков.

Наблюдатель запускает собственный информационный процесс, который обменивается сообщениями с внешними информационными процессами. Существование поддерживаемого информационного процесса отличает живую форму от неживой. Атомы, вступая в реакцию, порождают информационный процесс, но он затухает после реакции. В живых формах такой процесс постоянно поддерживается ими самими.

Наблюдатель состоит из атомов, но это не означает, что атомы первичны, а наблюдатель вторичен. Многоуровневость организации не означает, что низшие уровни «слепо» создавали высшие уровни. Единый план всех уровней существовал изначально. Эволюция – это процесс реализации предопределенного плана.

Наблюдатель как сознание – фундаментальная сущность Вселенной, причем, возможно, даже более фундаментальная, чем атомы. Материальный мир приходит и уходит, а сознание остается как определяющий элемент – значит, сознание в определенном смысле создает реальность. Само существование атомов, которые мы видим вокруг себя, основано на нашей способности их видеть и прикасаться к ним.

В отношении предопределенности плана развития часто возникает недоумение: почему развитие идет от примитивных форм к все более совершенным, если есть план, почему его сразу не сориентировать на появление совершенных форм, минуя все промежуточные стадии? Зачем Природе нужна вся эта возня с эволюцией, когда у нее есть принципиальная возможность сразу создавать идеальные конструкции?

Собственно для ответа на этот вопрос и была придумана эволюционная теория. Согласно ней считается, что предопределенная программа не содержит всех деталей реализации, а задает лишь основные контуры требуемого решения. Природе приходится заниматься перебором разных вариантов, чтобы выявились наиболее приспособленные формы к условиям окружающей среды.

В таком подходе имеется своя логика. Человек не отличается особым совершенством, для выживания ему нужны разнообразные инструменты, расширяющие его возможности. Создаваемые человеком объекты – конкретные артефакты – не определены эволюционным планом. Определено лишь то, что ему надлежит использовать в своей деятельности инструменты. Поэтому человечество формирует культуру, в рамках которой появляются артефакты. В плане определена общая структура культуры, но детальная ее реализация зависит от множества динамических факторов: климата, территории, плотности населения и др.

Люди исследуют свою культуру, чтобы понять ее общие закономерности и направленность. Одна из наиболее распространенных гипотез –основные усилия в развитии культуры сосредоточены в направлениях, дающих максимально полезный выход. Это наука и технологии. Таким образом, появление и бурное развитие компьютеров – отнюдь не случайность. Здесь прослеживается четкая логика. Потребность в кибернетизации связана с ограниченностью наших знаний о мире. Компьютер – это точный инструмент, существенно расширяющий познавательные возможности человеческого разума. Развитие компьютерных технологий обеспечивает прорыв во всех сферах науки и техники. Поэтому компьютеры не могли не появиться как только развитие науки и техники достигло надлежащего уровня для производства необходимой элементной базы. Далее эволюция компьютеров и программного обеспечения становится наиболее существенной частью современной культуры.

Предлагаемая логика эволюционного процесса ясна, но нет ответа на вопрос, почему не сделать так, чтобы сразу появлялись совершенные формы. Например, в человека можно было бы интегрировать все недостающие ему инструменты. Для этого следует расширить его код ДНК. Какой бы дикой не казалась эта мысль, но похожая идея лежит в основе генной инженерии. Фантасты уже давно «спроектировали» человека будущего, в которого имплантирован компьютер с интерфейсом к глобальным сетям. Следующий шаг – имплантат трансформируется в генетическую программу.

Возможно, ответ на поставленный вопрос лежит в иной плоскости. По тем или иным причинам Природе нужно создавать сообщества. Природа ничего не создает в единичном экземпляре. Если появляется форма, то она воспроизводится в больших количествах, все ориентировано на массовое производство. Прослеживается закономерность: Природе не нужен один совершенный разум – ей требуется коллективный разум. Можно только гадать, чем вызвана такая организация.

Небезынтересно архитектурное предположение, что программа не может находиться в одном объекте, она должна быть распределена по множеству объектов и начинает выполняться при сборке объектов в систему. Вся история с иерархической («матрешечной») организацией может быть связана именно с необходимостью сборки для получения исполняемого кода. Частицы собираются в атомы, атомы – в молекулы, молекулы – в кристаллы и ткани… План есть, но он проявляется только при сборке. Никакого естественного отбора нет, есть только все более и боле усложняющиеся сборки. Нет необходимости создавать совершенную форму, есть необходимость достичь предела, когда дальнейшее собирание уже будет невозможным (неразумным). Кажется, сам процесс сборки и есть та гармония Вселенной, о которой так часто говорят ученые.

А что если и социум надо воспринимать в таком ракурсе! Мы говорим о важности лидеров, титанов мысли. Но все их усилия бессмысленны, если у них не будет последователей, аудитории. Только в сообществе может реализоваться какая-либо идея. Один человек способен что-то придумать, но без поддержки окружающих его изобретение не воплотится в жизнь.

Человеку генетически предопределено жить в социуме. Отсюда и язык, и культура, и средства коммуникации, и городская инфраструктура.

Порой социум нестерпимо давит на психику, хочется уехать куда-то, где нет людей. Но проходит несколько дней, усталость рассеивается, и с новой силой тянет обратно к людям.

И в заключение, вспомним четверостишье гениального поэта:

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.




Комментариев нет:

Отправить комментарий