Бэкмология – это практика всесторонней комплексной поддержки рационального поведения. В ее состав входят модели, свод знаний, сбалансированный инструментарий поддержки принятия и реализации решений и объединяющая их методология.

Бэкмология включает пособие «Создание решений для деловых проблем», которое описывает строгий, детализированный и очень человечный процесс решения неструктурированных деловых проблем, и пособие «Защита собственной психики» – полное руководство по приемам психологического воздействия (атака, давление, манипуляция, обман, блеф, зомбирование и др.) и техникам эффективной защиты от него. Также Бэкмология представлена методиками рациоконтроллинга и психоконтроллинга.


Те, у кого есть свой бизнес, могут начать знакомство с Бэкмологией с сессии «Улучшение продаж». Это честная профессиональная работа, ориентированная на результат.


вторник, 17 октября 2017 г.

Инвариантный образ мира



Исследуя окружающий мир, человек строит правдоподобные модели. Эти модели позволяют человеку успешно ориентироваться в мире. Мир может быть не устроен так, как его описывает модель. Однако наблюдение за ним укладывается в некоторую модель.

Наблюдатель есть часть мира. Он «сконструирован» так, чтобы его наблюдения позволяли ему ориентироваться в мире. Наблюдатель может строить не соответствующие окружающему миру «фантастические» модели и считать их правдоподобными. Практическое использование такие модели находят только в коммуникации и при создании подобных моделей. Таким образом, можно говорить о мире наблюдателя. Он состоит из моделей внешнего мира и моделей его внутреннего мира. Все, что не наблюдается, не подлежит моделированию и не входит в этот мир.

Модели внутреннего мира делают наблюдателя субъектом. Субъект – это активное самосознающее начало душевной (внутренней) жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект. Такое противопоставление делит мир на части, делает его дискретным.

В дискретном мире все представляется объектами, которые можно раскладывать на множества. Оперировать множествами и их элементами позволяет логика.

Мир устроен так, что сообщество субъектов смотрит на мир одинаково. У всех субъектов одна логика, поэтому мир укладывается в логику субъекта. Это означает следующее. Какое бы действие не производил любой из субъектов, все субъекты будут воспринимать последствия действия единообразно. Мир отреагирует на действие согласно собственной логике, но для субъектов важно, что они получат некоторую реакцию, по поводу восприятия которой у них не будет между собой принципиальных разногласий.

Язык математики позволяет описывать то, как мир воспринимается субъектом и реагирует на его действия. Математика возможна, поскольку ни мир, ни субъект в нем не меняют базовых законов, по которым они действуют. Говорят о детерминизме мира, который важен для прогнозирования всего происходящего. Если бы мир был стохастическим, его бы нельзя было исследовать и ни о каком прогнозе не могло быть и речи.

Наблюдатель может видеть вещи, которые совершенно не соответствуют сущности организации мира. Однако он видит одни и те же вещи в ответ на одинаковые действия, происходящие в разное время и в разных местах. Принято говорить следующим образом.

Инвариантный образ мира – психологическое понятие, абстрактная устойчивая модель, описывающая общие черты видения мира различными людьми и характерная для этих лиц. Инвариантный образ мира непосредственно соотнесен со значениями и другими социально выработанными опорами, а не с личностно-смысловыми образованиями как таковыми. При этом у каждого человека может быть множество таких образов и они могут образовывать устойчивую систему внутри его собственного субъективного образа мира. С теоретической точки зрения инвариантных образов мира может быть сколько угодно – это зависит от социальной структуры социума, культурных и языковых различий в нем и т.д.

Субъект окружен другими субъектами, все вместе они создают приемлемые для них образы мира. Что бы ни делал субъект, у него не возникнет непреодолимых трудностей с описанием мира. Ведь он сам определяет все правила. Какими бы ни были эти правила, будучи логичными, они действуют, поскольку субъект поддерживает их. Иными словами, субъект придумывает только то, что способен воспринимать и поддерживать. Принято говорить о полезности. Люди делают полезные для себя вещи. Они также заставляют друг друга работать на себя. Один человек принуждает других действовать в его интересах, и такое поведение – основа социума. Иначе и быть не может, ведь предлагаемая картина мира уже кем-то создана и те, кто ее создали, не могут не учесть в ней собственный интерес. Управляют те, кто навязывают другим свою картину мира. Собственно, им больше и нечего навязывать. Все социальные игры происходят вокруг разных картин мира, люди зациклены на свои модели и теории.

Если бы людям была известна «эталонная» картина мира, не выдуманная ими самими, тогда в социуме не возникали бы дискурсы по вопросам истины, справедливости, свободы, равенства и т.п. В условиях же «интеллектуального инкубатора» всегда будут возникать разногласия, в принципе, по любому поводу. Данную мысль можно сформулировать иначе. Рассуждая об открытых системах, люди вынуждены осознавать, что сами они живут в закрытой системе, и в таком состоянии у них нет никакой возможности узнать, как организована вся система, что за ней стоит.

У человека есть стремление выйти за границы закрытой системы, и он познает то, что хочет познать. По мере расширений его знаний о мире он хочет знать все больше деталей и тем самым сформировать «эталонную» картину мира, дойти до основ мироздания. То есть он хочет дойти до состояния, когда уже больше ничего не будет хотеть. Желания на то и существуют, чтобы можно было заниматься их удовлетворением. Удовлетворить все свои желание означает – выйти из замкнутого мира. Таким образом, извечный вопрос о познаваемости мира следует сформулировать иначе: способен ли человек удовлетворить все свои желания? Пока имеются желания, мир еще не познан.

В отношении желаний есть множество нюансов. Большинство желаний обусловлено социумом. Натуральные желания, такие как желание (потребность) познавать мир по целому ряду причин не имеют высокого приоритета. Желания изменчивы, чтобы желание было устойчивым, оно должно чем-то постоянно стимулироваться. Стремление познать мир подстегивается естественным фактором – ограниченностью ресурсов. Деятельность человека, направленная на освоение скрытых ресурсов, – поле экспериментов и источник новых знаний.

Природа позволяет человеку создавать артефакты, но это еще не значит, что ему открываются «тайны» Природы. Вероятнее всего, человек лишь осваивает данный ему конструктор – набор деталей, из которых можно делать разные вещи. О возможном устройстве самого конструктора пока рассуждают одни философы. Гипотез и теорий придумано много, но все они не сильно отличаются друг от друга, различия лишь в интерпретации, как образовались атомы, молекулы, организмы. То есть обсуждение не выходят за рамки закрытой системы. К тому же далеко не факт, что поняв, как устроена закрытая система, люди смогут «шагнуть» в открытую систему.








Комментариев нет:

Отправить комментарий