Бэкмология – искусство нахождения простоты. Это методология укрепления психики и контроллинга психической деятельности. Суть методологии состоит в корректировке мировоззрения и жизненных установок, гармонизации внутреннего мира человека, достижении открытости ума. В ее состав входят модели преодоления неопределенности, паттерны успешного поведения, сбалансированный инструментарий поддержки принятия и реализации решений.

Бэкмология включает более десяти пособий. К ним относится книга «Создание решений для деловых проблем», которое описывает строгий, детализированный и очень человечный процесс решения неструктурированных деловых проблем, пособие «Защита собственной психики» – полное руководство по приемам психологического воздействия (атака, давление, манипуляция, обман, блеф, зомбирование и др.) и техникам эффективной защиты от него. Также Бэкмология представлена методиками рациоконтроллинга и психоконтроллинга.


Те, у кого есть свой бизнес, могут начать знакомство с Бэкмологией с сессии «Улучшение продаж». Это честная профессиональная работа, ориентированная на результат.


пятница, 26 октября 2018 г.

Умение задавать вопросы


Стратегия вопрошания – это искусство задавать главные вопросы. Обзаведясь таким навыком, мы развиваемся в трех важных направлениях: устанавливаем связь с нашим собственным разумом, выявляем мыслительные расхождения и находим точки соприкосновения, начинаем смотреть на вещи под другим углом, а значит, открываем для себя новые возможности.

Задавать вопросы – задача не из легких, особенно для тех, кто занимает руководящие посты. С раннего возраста нас приучили видеть определенную взаимосвязь между ответами и поощрением. В нашей культуре существует множество игр, в которых победитель тот, кто быстрее отвечает. В детском саду детей за правильные и быстрые ответы награждают медальками, в средней школе – хорошими оценками, в колледже – степенью бакалавра, на работе – повышением. Кажется, конец этому наступает только на пенсии. До этого же момента любые вопросы, оставшиеся без ответов, раздражают нас.

Таким образом, стратегия вопрошания требует прыжка с плота «я знаю» в реку «я не знаю». Да, в этой реке нам неуютно, непривычно, но на самом деле только так мы и можем учиться. Представьте себе, что в разгар споров и разногласий вы спрашиваете себя: «Чему я могу научиться прямо сейчас?» Это совсем не то же, что спросить: «Кто прав, а кто ошибается?» Первый вопрос – подход к ситуации с удивлением: только так может возникнуть нечто новое. Второй вопрос – возврат в ту точку, где вы застряли.

Для того чтобы освоить стратегию вопрошания, необходимо переключиться на особое состояние, названное психологом из Стэнфордского университета Кэрол Дуэк «менталитетом роста». Она провела революционное исследование, которое показало, что люди со всего мира ориентируются в жизненных ситуациях, используя один из двух образов мышления: она назвала их «жесткий менталитет» и «менталитет роста». Люди с жестким менталитетом считают, что каждый человек рождается с определенным неизменным уровнем интеллекта. В итоге люди начинают стесняться всего, чего они не знают; они прячут свое незнание, чтобы казаться «умными». Такие люди избегают вызовов и боятся отрицательной оценки, они не хотят, чтобы кто-то знал, что они чего-то не знают. Так, каждая неудача или ошибка воспринимается как личная проблема, а не как возможность для роста и развития. Жесткий менталитет ограничивает наше желание задавать вопросы, потому что предполагается, что ты уже должен иметь все ответы.

Если же человек мыслит категориями менталитета роста, то он воспринимает свой интеллект как нечто постоянно растущее и развивающееся. И любые промахи и неудачи только способствуют этому росту. К каждой трудности следует подходить с тремя вопросами:

  • Чему я в этой ситуации могу научиться?
  • Какую способность я могу развить?
  • Как мне сделать это наилучшим образом?

По данным исследований Кэрол Дуэк, люди с менталитетом роста постоянно достигают новых высот, потому что используют любой опыт для того, чтобы научиться чему-то новому. Томас Эдисон, которого многие считают величайшим изобретателем ХХ века, однажды произнес слова, которые ярчайшим образом демонстрируют его принадлежность к людям с менталитетом роста. Когда его раскритиковали за то, что лампу накаливания он изобрел только с семисотого раза (то есть великому изобретению предшествовали сотни неудачных попыток), он ответил: «У меня не было семисот неудач. У меня вообще не было неудач. Я успешно доказал, что эти семьсот вариантов не работают. И только выявив все неработающие варианты, я смог найти тот, что работает». Он сделал сотни попыток, и каждая из них его чему-то научила.

Менталитет роста также способствует сотрудничеству, потому что при таком образе мышления вы не боитесь, что кто-то знает больше, чем вы, а используете знание другого как источник вдохновения и необходимый импульс для собственных идей. Стратегия вопрошания прекрасно работает при взаимодействии с другими людьми: спрашивая и получая ответы, мы растем и движемся вперед.

Модель Кэрол Дуэк позволяет понять две важные вещи. Во-первых, большинство людей в тех или иных сферах жизни «включают» менталитет роста, в других же – используют жесткий менталитет. Например, некто хочет улучшить свои навыки в сфере продаж, но в то же время считает себя неуклюжим растяпой.

Вторая идея в том, что мы используем разные типы менталитетов при общении с разными людьми. Жесткий менталитет подразумевает строгий набор ожиданий в ситуации общения и взаимодействия. Мнение о другом человеке в этом случае давно сложилось и вряд ли изменится. С другой стороны, менталитет роста подразумевает, что рядом с этим человеком вы постоянно открываете что-то новое и развиваетесь.

Далее покажем, как стратегия вопрошания способна помочь вам переключаться с жесткого менталитета на менталитет роста и таким образом наладить эффективное взаимодействие.

Три типа вопрошания

Все три категории вопросов, о которых мы расскажем, ориентируют мышление в разных направлениях и служат разным целям. Все три типа можно использовать как компас для поисков и обретения ясности и эффективного взаимодействия. Первый тип – ретроспективное вопрошание. В ситуациях, когда вы не можете «подключиться» к собственной мудрости, вы спрашиваете себя: как мне это удавалось в прошлом? Второй тип – намеренное вопрошание. Оно помогает в ситуациях растерянности, когда нужно спросить себя: что сейчас для меня действительно важно? Третий тип – влияющее вопрошание. Оно помогает в ситуациях, когда вы чувствуете, что действуете и взаимодействуете неэффективно.

1. Ретроспективное вопрошание: обращение к прошлому опыту. Этот тип вопрошания полезен, когда в голове у вас пусто, вы не можете понять, что делать дальше, или же застряли только на одном варианте решения проблемы. Ретроспективное вопрошание задействует ваш прошлый опыт и знания: они могут быть использованы для достижения успеха в будущем. Когда вы возвращаетесь к похожей проблеме, которую вы когда-то сумели успешно решить, то бессознательно затрагиваете те же самые нейронные проводящие пути. Вашему мозгу не нужно создавать новые связи. И двигаться вперед вам будет легче потому, что есть прошлый опыт, на который можно опереться.

Попробуйте. Возьмите какую-нибудь трудность, с которой вы сейчас боретесь. Затем попробуйте вспомнить случай, когда в прошлом вам удалось успешно решить схожую проблему. Постарайтесь припомнить все, что вы тогда сделали для достижения результата. Чем тот опыт может помочь в нынешней ситуации?

Такое вопрошание позволяет вам взять прошлый опыт во всей его целостности и перенести на сегодняшнюю ситуацию. Вместо того чтобы думать о прошлых и нынешних ошибках и неудачах, вы «включаете» менталитет роста. Используя свой собственный жизненный опыт в качестве ориентира, вы почувствуете уверенность и силы для того, чтобы эффективно взаимодействовать с другими людьми и участвовать в новых проектах. Если же вы будете пытаться вспомнить схожие трудности, вы попросту заблокируете движение вперед и будете чувствовать себя «вечным дилетантом».

Процесс поиска ответов на ретроспективные вопросы – как рассказ о пережитом вами захватывающем приключении. Вы чувствуете волшебную силу подробных воспоминаний о каждом мгновении, каждом шаге на пути к достижению цели, обо всех использованных стратегиях и тактиках, обо всех пережитых эмоциях. Чтобы начать новую экспедицию, необходимо извлечь из пережитого опыта квинтэссенцию полезных элементов, которые пригодятся при решении будущих проблем. Вот примеры ретроспективных вопросов, помогающих начать мыслить именно так:

  • Когда в прошлом вам удалось успешно решить схожую проблему? Что лично вы сделали для этого?
  • Как разрыв трансформировался в прорыв: в какой момент все пошло не так, когда произошел сдвиг в правильном направлении? Какую роль сыграли в этом лично вы?
  • Если не получается вспомнить схожую ситуацию, подумайте о той сфере деятельности, в которой вы всегда добиваетесь успеха. Это может быть и сфера человеческих отношений, и спорт, и любое ваше хобби или увлечение. Какие конкретные действия позволяют вам добиваться успеха в этой области? Как эти умения можно применить в текущей ситуации?

2. Намеренное вопрошание: осознание благого намерения. Этот тип вопрошания особенно полезен, когда вы потеряны, слишком поддаетесь влиянию чужого мнения или просто устали. Намеренное вопрошание включает вопросы о том, что в той или иной ситуации для вас действительно важно и значимо. Мы зачастую так поглощены всем срочным, что забываем о важном. Намеренное вопрошание можно сравнить с магнитной стрелкой компаса. Оно помогает понять, что важно в данный момент, а также осознать и проговорить конечную цель. Такие вопросы можно назвать открытыми, то есть ответ на них можете знать только вы. Ваш ум должен раскрыться и отыскать единственную в своем роде истину.

В конечном итоге намеренное вопрошание придает вам сил для встречи с неопределенностью, сложностью и сопротивлением. Намеренные вопросы нужно задавать с уважением и любопытством, внутренним мягким голосом, похожим на голос близкого друга или надежного соратника. Вот примеры таких вопросов:

  • Что во всем этом наиболее важно для вас?
  • Что в данный момент вас удивляет?
  • Что вас вдохновляет?
  • Что бросает вам вызов?
  • Как вы можете развить свои способности в данной ситуации?
  • Чему вы хотите научиться?
  • Как бы вы хотели себя чувствовать, когда все кончится?

3. Влияющее вопрошание. Этот тип вопрошания незаменим, когда вы чувствуете, что не получается установить связь с другим человеком, или вы чувствуете себя бестолковым и неспособным решить проблему. Влияющее вопрошание включает вопросы, которые напомнят вам, в чем ваши сильные и слабые стороны, как вы умеете влиять на других людей. Для того чтобы вам было легче пользоваться влияющими вопросами, мы распределили их по четырем когнитивным стилям.

Аналитический: Вопрошание «Почему?»
Человек, чьи мыслительные таланты располагаются в аналитической области, чаще всего задает такие вопросы, как «Какие факты есть в нашем распоряжении?», «О чем эти данные говорят?», «Какой в этой ситуации самый логичный подход?», «Почему это так?». Такой человек склонен:

• Мыслить логически.
• Интересоваться фактами и данными, которые что-то объясняют.
• Помогать навести порядок среди хаоса.
• Оценивать.
• Сравнивать.
• Прояснять и высчитывать.
• Рассматривать проблему изолированно.
• Думать о том, как бы сделать все рационально и эффективно.
• Спрашивать, что не так, и предлагать пути исправления ситуации.

Методический: Вопрошание «Как?»
Человек, чьи таланты располагаются в методической области, будет задавать вопросы, которые помогут сформулировать необходимую последовательность действий: «Как мы будем это делать?», «Сколько времени это займет?», «Каковы сроки?». Этому человеку важно распланировать шаги и определить их последовательность. Он/она предпочитает располагать необходимым контекстом и склонен/склонна:

• Формулировать пошаговую структуру процесса.
• Следить за выполнением плана.
• Оглядываться назад для подбора необходимого контекста.
• Делать все предсказуемым и повторяющимся.
• Точно знать, сколько времени требуется и сколько осталось.
• Расставлять приоритеты.
• Быть ответственным за взятые обязательства.
• Ориентироваться на результат и конечную цель.

Отношенческий: Вопрошание «Кто?»
Человек, чьи мыслительные таланты располагаются в области человеческих отношений, задается вопросами: «Как ты к этому относишься?», «Кто мог бы тебе помочь?», «Чем тебе можно помочь?». Этот человек с радостью взаимодействует с другими, так как уверен в том, что люди – главный ресурс в любом деле. Он/она склонен/склонна:

• Интересоваться чувствами и настроениями других.
• Интересоваться, как ситуация может повлиять на людей.
• Видеть качественную составляющую отношений.
• Заниматься налаживанием новых связей и развитием сетки отношений.
• Сопереживать.
• Заботиться о хорошей атмосфере в коллективе.
• Искать способы помогать другим людям расти и развиваться.

Новаторский: Вопрошание «А что, если…»
Человек, чьи мыслительные таланты располагаются в новаторской области, думает о будущем и любит формулировать новые идеи и стратегии. Он постоянно спрашивает: «Что мы можем сделать такого, чего до нас никто не пытался сделать?», «Каков наш взгляд на ситуацию?». Такой человек всегда интересуется всем, что лежит в глубине, сопоставляет идеи и понятия в новой плоскости. Он/она склонен/склонна:

• Находить новейшие передовые решения.
• Задействовать новых людей, новые идеи и понятия, заключать новые договоры, браться за новую работу.
• Объединять идеи, понятия, людей так, чтобы получилось нечто совершенно новое.
• Изучать наиболее творческие подходы.
• Привлекать всех будущими проектами.
• Видеть всю картину целиком.

Не бойтесь войти в «мертвую зону»

Область, в которой не оказалось характерных для вас вопросов, – это ваша «мертвая зона». Например, некто постоянно спрашивает вас, как вы себя чувствуете (отношенческий стиль), но никогда не поинтересуется вашими планами на будущее (новаторский стиль). Осознание своих «мертвых зон» сможет принести много пользы и помочь вам расширить стратегию вопрошания. Мы правильно назвали их «мертвыми зонами», потому что в ситуации, когда вам задают вопрос из той области, которой вы избегаете, вы как бы мертвеете, становитесь слепым и глухим и можете неадекватно воспринять вопрос.

Обращайте внимание на ваши «мертвые зоны» и пытайтесь заручиться поддержкой тех, кто, наоборот, силен в этих областях. Менталитет роста поможет вам без опасений искать чужой помощи. Признание собственных слабостей – это в первую очередь понимание своих сильных сторон. В этом суть сотрудничества. Прорыв в мышлении происходит в тот момент, когда мы изучаем нелюбимую нами область.


1 комментарий:

  1. Уже много лет читаю Бэкмологию и всегда отмечаю этот сайт среди лучших. Бывает,конечно, что некоторые материалы слишком наукообразны и написаны не всегда полностью доходчивы для читателей разного уровня.Но,несмотря на такие мелочи,Бэкмология остаётся на одном из первых мест! Большое спасибо создателям и авторам!
    Сергей

    ОтветитьУдалить